Как развивалась недавняя история с мистификацией вокруг Виктора Пелевина
Редакция журнала Esquire раскрыла все карты. Октябрьский выпуск должен был быть посвящён такому явлению как fake news, а на роль лица с обложки планировали взять актёра Юрия Борисова. Заместителю главного редактора журнала Сергею Зуеву пришёл в голову неожиданный поворот: он предложил развить тему фейков, сделав в выпуске упор на писателя Виктора Пелевина. В частности, изобразить актёра Борисова в роли таинственного творца Пелевина.
Но это не всё, что должно было быть связано с ним в этом номере. Главред Esquire Сергей Минаев предложил авторам анонимного Telegram-канала «Беспощадный пиарщик» выложить у себя фотографии, снятые на автограф-сессии будто бы Виктора Пелевина. Авторы канала были поставлены в известность, что это не сам писатель. Но читатели и медиа повелись. Сергей Минаев подытожил: «Действительно, мы будем есть все, что скажет медиа. Мы готовы есть большой ложкой и требовать добавки».
Кроме того, к созданию мифа привлекли и журналиста Романа Супера. Его задача заключалась в разговоре с псевдо-Пелевиным — в выпуске будет интервью, взятое, на самом деле, у актёра Борисова. «Я присутствовал на их интервью с Юрой Борисовым; слушал, что они друг другу говорят, и думал только: "Господи, как мы будем это публиковать". Но мы опубликовали, конечно», — признался замглавреда Сергей Зуев.
Роман Супер несколько раз публиковал в своих соцсетях тизеры о будущем интервью, которое он взял у «большого неразговорчивого угрюмого современника». «История с обложкой — это не пранк, а продолжение галлюциногенной традиции в духе самого Пелевина, который, в свою очередь, является галлюцинацией какого-нибудь пьяного старшины», — объяснил свою позицию журналист.
Настоящий Виктор Пелевин много лет ведёт затворнический образ жизни. Даже его постоянная сотрудница Ольга Аминова не встречалась с ним лично ни разу. По одной из версий, «Виктор Пелевин» — это собрание авторов. В августе 2021 года издательство The Blueprint нашло фотографию мужчины, очень похожего на Виктора Пелевина с кадров двадцатилетней давности. Агентство, занимающееся биометрическими технологиями, обнаружило 75-процентное сходство между старыми и новыми фотографиями.
И мы Пелевина не видим. А он есть.