В Следственном комитете заявили, что интернет культивирует насилие. Так ли это с научной точки зрения?
В интервью ТАСС председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин сказал: «Интернет, телевидение, социальные сети стали таким источником воспитания, который культивирует насилие, равнодушие к проблемам сверстников, безнравственность».
Интернет и видеоигры подвергаются критике со стороны старшего поколения с самого момента своего появления. Некоторым людям «досетевой эпохи» трудно привыкнуть к новшествам и принять их, что становится причиной демонизации технологий.
Делающие такие выводы люди часто сталкиваются с типичной статистической ошибкой, находя причинно-следственную связь в корреляции между двумя событиями. То есть, увеличение количества случаев насилия среди детей, информацию о которых человек получает из СМИ, он сравнивает с тем, какое количество времени эти самые дети проводят за играми или просто в интернете. Отсюда и напрашивается вывод.
Однако, при этом обычный взрослый человек, совершенно не учитывает другие факторы, такие как рост сообщений о случаях насилия (раньше люди не могли получать такое количество информации обо всех происшествиях, как сейчас) и объективные исследования влияния игр и интернета на психику детей.
А объективные исследования есть. В одном из них ранее приняли участие 500 человек. Средний возраст участников составил 14 лет. Все они в течение испытательного срока заполняли анкеты о времени, проведенном за играми и проходили психологические тесты на выявление уровня агрессии. Оказалось, что те, кто начал играть в раннем возрасте, и делал это со временем все чаще, затем показывали более низкий уровень агрессии, чем дети, которые на протяжении всего срока наблюдения играли в них стабильно умеренное количество времени.
В другой работе авторы анализировали выборку из 3000 человек и показали, что поведение игроков в жестоких играх не изменяет их поведение в реальном мире и не делает их более агрессивными. В одном из экспериментов ученые проверяли, как влияет реалистичность поведения противников в игре на психику детей. Ученые не смогли обнаружить никаких отличий между группами людей, игравших в игры с различной реалистичностью поведения персонажей.
Еще одна работа касалась прослушивания жесткой музыки вроде дэт-метала. В ней ученые показали, что такие композиции никак не влияли на восприятие насилия человеком. До этой работы исследователи полагали, что жесткая музыка снижает чувствительность к насилию, но это оказалось не так. Да спросите любого любителя метала — они все любят котиков и нетерпимы к насилию!
Пока данные исследований свидетельствуют о том, что ни видеоигры, ни интернет не могут сделать человека жестоким и ненавидящим мир. Вероятнее всего, проблема тут гораздо глубже и лежит в плоскости детских травм или других психических расстройств.
Современные технологии уже обвинили во всех смертных грехах, в том числе и в росте детского насилия. Но не спешите возвращаться в каменный век — мы покажем, что эти обвинения не находят убедительных научных подтверждений