Вассерман предложил сократить срок обучения в школах до восьми лет — насколько это целесообразно?
Как Вассерман рассказал изданию Подъём, сначала нужно изменить цель обучения, и уже потом определять нужные для ее достижения средства. Целью он ставит в первую очередь формирование целостной картины мира и считает, что для освоения хватит и восьми лет обучения.
С 2004 года в России применяется федеральный государственный образовательный стандарт. Даже в законе «Об образовании» зафиксировано право на получение образования в соответствии с ФГОС, а согласно нему, цель образования — общекультурное, личностное и познавательное развитие учеников. Стандарты являются обязательными для всех учебных заведений основного общего образования и направлены на то, чтобы образование по всей стране было унифицировано. Формально, цель, поставленная Анатолием Вассерманом, уже выполняется.
И всё же, споры о том, требуется ли сократить количество лет, проводимых в школе, ведутся до сих пор. У этого вопроса есть много положительных и отрицательных сторон, особенно хорошо они знакомы ученикам экстерната.
В случае сокращения сроков обучения придётся переработать все учебные программы, в частности, основу всех программ в России — ФГОС. Кроме того, время, проведенное в школе, способствует формированию личности ученика и развитию навыков и помогает молодым людям раскрыть свои предпочтения и интересы и развить свои таланты.
Более продолжительное обязательное школьное образование также влечет за собой более высокие социальные издержки. Более поздний выход на рынок труда — одна из таких издержек. А сокращение продолжительности средней школы может обеспечить более ранний выход школьника в трудовую жизнь — например, на покрытие именно таких издержек направлено обучение до 9 класса с последующим уходом школьника в колледж.
Предложенная реформа могла бы также улучшить квалификацию новых рабочих и общее омоложение рынка труда. Однако сокращение продолжительности средней школы имеет отрицательные последствия для формирования личности школьника, академической успеваемости и выбора дальнейшего пути.
«Я считаю целью образования формирование целостной картины мира. Когда мы ругаем ЕГЭ, мы на самом деле ругаем систему образования, чьи результаты сейчас проверяются с помощью ЕГЭ», — сказал Вассерман.