Нью-Харлем и Кейптаун: как одно кораблекрушение изменило историю Африки

Когда нидерландский корабль Нью-Харлем потерпел крушение в 1647 году у берегов современного Кейптауна, возникло две версии того, каким могло бы стать будущее. Если бы члены экипажа решили уехать и оставить эти территории как есть, история Южной Африки могла бы сложиться совсем по-другому.
Нью-Харлем и Кейптаун: как одно кораблекрушение изменило историю Африки
Gallo images

Вся жизнь человечества — череда случайностей и совпадений. Если бы нидерландский корабль не разбился у берегов современного Кейптауна в 1647 году, мир мог быть совсем другим

25 марта 1647 года корабль Нью-Харлем, который перевозил товары из Азии в Нидерланды, затонул на мелководье в бухте Тейбл Бей (Table Bay). К счастью, никто из людей не погиб, и большую часть груза удалось спасти. Через какое-то время 58 членов экипажа вернулись в Нидерланды — их забрали другие корабли флота. Но часть людей — 62 человека — решили оставить на месте крушения корабля, чтобы они присматривали за ценными специями, перцем, текстилем и фарфором, который Нью-Харлем вез в страну. Дело в том, что для перевоза этих товаров нужен был более крупный корабль, который нужно было ждать около года.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Исторически голландские и другие европейские суда останавливались в бухте Тейбл Бей и бухте Салданья (это примерно на 130 км севернее) с 1590-х годов. Там они пополняли запасы пресной воды и обменивали скот. Но опыт выживших пассажиров Нью-Харлема стал неким «катализатором» для создания нового поселения в этом регионе. Через пять лет после крушения корабля нидерландская торговая компания Dutch East India Company основала поселение Кейптаун к северу от мыса Доброй Надежды.

После того как экипаж Нью-Харлема выбрался на берег, им нужно было решить две проблемы — как вытащить груз на берег и как им дальше жить. В итоге тяжелые товары переносили из воды несколько недель, и во время этой крайне трудной работы погиб один человек.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Свой быт выжившие построили следующим образом — они разбили лагерь среди дюн, который назвали Zandenburch (англ. «Sandcastle» — «Песчаный замок»). Они обменивали домашний скот и свежее мясо у коренного народа хоэхоэ (KhoeKhoe) и с большим успехом ловили рыбу в близлежащей реке Salt River. Они даже отважились на лыжах отправиться на остров Роббен, где во времена апартеида была политическая тюрьма строгого режима, в которой провел 18 лет Нельсон Мандела. В настоящее время этот остров является популярной туристической достопримечательностью с музеем, где посетители могут узнать все о тюрьме и увидеть местных пингвинов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Голландский морской археолог из Африканского института морских и подводных исследований доктор Бруно Верц предоставил фрагмент дневника одного из членов экипажа — Леендерта Янца (Leendert Jansz). В нем есть запись, по которой можно судить о сложностях быта:

В субботу 15 июня 1647 года «экипаж застрелил носорога (который дрался со слоном) возле укрепления. Мясо очень мелкозернистое и вкусное, что очень хорошо помогает нам в это время дефицита». А днем позже «наш ялик (прим. — легкая парусная лодка) вернулся с острова Роббен с 200 птицами, в основном пингвинами, а также 800 яйцами».

Несмотря на трудности, Янц смог распознать потенциал мыса в качестве перевалочной станции для голландских судов – ему просто нужно было убедить совет из 17 купцов, который управлял компанией Dutch East India Company. Но они были довольно скупы, чтобы согласиться на это.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пополнение продуктов было жизненно важной задачей для благополучия и здоровья экипажей, совершавших восьмимесячное путешествие в один конец в Азию и обратно — из-за недостатка еды развивалась цинга и другие болезни, которые уносили много жизней. Суда Dutch East India Company заходили в различные бухты в южном полушарии, включая остров Святой Елены и Маврикий, однако они не решались разбить поселение на африканском материке из-за предполагаемых затрат и из-за местного населения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После возвращения в Голландию в 1648 году Янц подал прошение 17 купцам, в котором продемонстрировали, какие преимущество и прибыль они получат, если согласятся построить в этом месте форт. В документе упоминались удачное стратегическое расположение мыса, плодородные земли, изобилие рыбы и скота, а также доступ к пресной воде и древесине. Самое главное, в прошении говорилось и о местных жителях, которые дружелюбно согласились на бартерный обмен крупного рогатого скота и овец. Кроме того, вопреки всеобщему мнению, Янцу удалось убедить купцов, что африканцы не являются людоедами.

В течение последующих десятилетий изначальное видение изолированного аванпоста на мысе изменилось. В основном сыграло роль то, что нидерландский колониальный администратор и мореход, основатель города Кейптауна Ян ван Рибек разрешил голландцам заниматься сельским хозяйством во внутренних районах. В это же время люди, освобожденные от службы на Dutch East India Company, размещались все дальше от форта и занимали больше и больше территорий. В 1658 году Dutch East India Company ввезли первых рабов из Западной Африки, а затем из районов вокруг Индийского океана для выполнения тяжелой работы.

По словам почетного профессора Университета Южной Африки Джейн Каррутерс, этот «социально-экономический коктейль» заложил основу «социального порядка и классовых различий на основе расы», которые были закреплены в 20 веке.