Нью-Харлем и Кейптаун: как одно кораблекрушение изменило историю Африки
25 марта 1647 года корабль Нью-Харлем, который перевозил товары из Азии в Нидерланды, затонул на мелководье в бухте Тейбл Бей (Table Bay). К счастью, никто из людей не погиб, и большую часть груза удалось спасти. Через какое-то время 58 членов экипажа вернулись в Нидерланды — их забрали другие корабли флота. Но часть людей — 62 человека — решили оставить на месте крушения корабля, чтобы они присматривали за ценными специями, перцем, текстилем и фарфором, который Нью-Харлем вез в страну. Дело в том, что для перевоза этих товаров нужен был более крупный корабль, который нужно было ждать около года.
Исторически голландские и другие европейские суда останавливались в бухте Тейбл Бей и бухте Салданья (это примерно на 130 км севернее) с 1590-х годов. Там они пополняли запасы пресной воды и обменивали скот. Но опыт выживших пассажиров Нью-Харлема стал неким «катализатором» для создания нового поселения в этом регионе. Через пять лет после крушения корабля нидерландская торговая компания Dutch East India Company основала поселение Кейптаун к северу от мыса Доброй Надежды.
После того как экипаж Нью-Харлема выбрался на берег, им нужно было решить две проблемы — как вытащить груз на берег и как им дальше жить. В итоге тяжелые товары переносили из воды несколько недель, и во время этой крайне трудной работы погиб один человек.
Свой быт выжившие построили следующим образом — они разбили лагерь среди дюн, который назвали Zandenburch (англ. «Sandcastle» — «Песчаный замок»). Они обменивали домашний скот и свежее мясо у коренного народа хоэхоэ (KhoeKhoe) и с большим успехом ловили рыбу в близлежащей реке Salt River. Они даже отважились на лыжах отправиться на остров Роббен, где во времена апартеида была политическая тюрьма строгого режима, в которой провел 18 лет Нельсон Мандела. В настоящее время этот остров является популярной туристической достопримечательностью с музеем, где посетители могут узнать все о тюрьме и увидеть местных пингвинов.
Голландский морской археолог из Африканского института морских и подводных исследований доктор Бруно Верц предоставил фрагмент дневника одного из членов экипажа — Леендерта Янца (Leendert Jansz). В нем есть запись, по которой можно судить о сложностях быта:
В субботу 15 июня 1647 года «экипаж застрелил носорога (который дрался со слоном) возле укрепления. Мясо очень мелкозернистое и вкусное, что очень хорошо помогает нам в это время дефицита». А днем позже «наш ялик (прим. — легкая парусная лодка) вернулся с острова Роббен с 200 птицами, в основном пингвинами, а также 800 яйцами».
Несмотря на трудности, Янц смог распознать потенциал мыса в качестве перевалочной станции для голландских судов – ему просто нужно было убедить совет из 17 купцов, который управлял компанией Dutch East India Company. Но они были довольно скупы, чтобы согласиться на это.
Пополнение продуктов было жизненно важной задачей для благополучия и здоровья экипажей, совершавших восьмимесячное путешествие в один конец в Азию и обратно — из-за недостатка еды развивалась цинга и другие болезни, которые уносили много жизней. Суда Dutch East India Company заходили в различные бухты в южном полушарии, включая остров Святой Елены и Маврикий, однако они не решались разбить поселение на африканском материке из-за предполагаемых затрат и из-за местного населения.
После возвращения в Голландию в 1648 году Янц подал прошение 17 купцам, в котором продемонстрировали, какие преимущество и прибыль они получат, если согласятся построить в этом месте форт. В документе упоминались удачное стратегическое расположение мыса, плодородные земли, изобилие рыбы и скота, а также доступ к пресной воде и древесине. Самое главное, в прошении говорилось и о местных жителях, которые дружелюбно согласились на бартерный обмен крупного рогатого скота и овец. Кроме того, вопреки всеобщему мнению, Янцу удалось убедить купцов, что африканцы не являются людоедами.
В течение последующих десятилетий изначальное видение изолированного аванпоста на мысе изменилось. В основном сыграло роль то, что нидерландский колониальный администратор и мореход, основатель города Кейптауна Ян ван Рибек разрешил голландцам заниматься сельским хозяйством во внутренних районах. В это же время люди, освобожденные от службы на Dutch East India Company, размещались все дальше от форта и занимали больше и больше территорий. В 1658 году Dutch East India Company ввезли первых рабов из Западной Африки, а затем из районов вокруг Индийского океана для выполнения тяжелой работы.
По словам почетного профессора Университета Южной Африки Джейн Каррутерс, этот «социально-экономический коктейль» заложил основу «социального порядка и классовых различий на основе расы», которые были закреплены в 20 веке.
Вся жизнь человечества — череда случайностей и совпадений. Если бы нидерландский корабль не разбился у берегов современного Кейптауна в 1647 году, мир мог быть совсем другим