Как скринсейверы защищали ранние мониторы

Заставка, или «скринсейвер» – это не просто причудливое оформление рабочего стола или способ сберечь электроэнергию (напротив, заставки только тратили ее). Хранители экрана действительно «сохраняли» мониторы от поломки.
Как скринсейверы защищали ранние мониторы
Windows 98 / screensaver

Оказывается, экранная заставка нужна была не только для красоты

Большинство ранних компьютерных мониторов имели кинескоп, или электронно-лучевую трубку (ЭЛТ), которые проецировали изображение на экран с помощью люминофора.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если любое изображение оставалось долгое время на экране, люминофор мог оставить его отпечаток на стекле – явление, известное как «выгорание». После этого даже полное выключение монитора не скрывало фантомное изображение.

Особенно сильно выделялись изображения, которые не сменялись долгое время – например, элементы интерфейса. Таким образом панель задач Windows могла надолго «выгореть» на экране, так как она находилась в нижней части и редко менялась.

Именно поэтому программисты создали файлы с движущимися изображениями, называемые «хранителями экрана» («скринсейверами»), которые автоматически включались при длительном бездействии экрана.

Со временем кинескопы были вытеснены жидкокристаллическими дисплеями. ЖК-мониторы оказались не только компактнее и энергоэффективнее, но не нуждались в люминофоре, а значит и не выгорали. В настоящее время скринсейверы остались в основном, как пережиток прошлого.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако еще одна из причин их использования – кибербезопасность. Некоторые компании (или пользователи) настраивают хранители экрана так, чтобы после их активации необходим был ввод пароля для продолжения работы с компьютером.

До сих пор сохранился миф о том, что хранители экрана экономят электроэнергию. Однако это не так. Наоборот, они потребляют дополнительную энергию, чтобы сохранять монитор включенным и воспроизводить на нем анимацию. Трехмерные скринсейверы потребляют еще больше энергии, так как используют графическое оборудование компьютера для рендеринга трехмерных объектов.