Как ориентировались самолеты до изобретения GPS

Сейчас в любом современном самолете установлен GPS-навигатор, который дает пилотом точную информацию о местоположении в любой точке земного шара. Однако так было не всегда. До появления GPS и спутниковой связи пилоты полагались на командную работу и точные вычисления, чтобы определить свое положение в небе. Мы расскажем о самых распространенных способах навигации пилотов до появления спутников.
Как ориентировались самолеты до изобретения GPS
Pixabay

Куда лететь-то? Ничего же не видно!

По звездам

В те времена GPS пилотам заменяли небесные тела, такие как солнце, луна и звезды. С помощью инструмента, известного как секстант с пузырьковым уровнем, пилоты измеряли высоту небесного тела. Они смотрели в окуляр и совмещали перекрестье секстанта со звездой, чтобы измерить угол и направление воздушного судна.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Гигантские стрелки, установленные на земле

В 1924 году Министерство торговли в США установило полторы тысячи бетонных стрелок в виде маяков по всей стране. Эти стрелки имели ярко-желтую окраску, на них устанавливалась 15-метровая сигнальная башня. Каждая стрелка указывала на следующий маяк, установленный на расстоянии около 16 километров.

Точный расчет

Точный расчет был одним из самых распространенных методов навигации в длительных полетах. Пилоты (или специалисты, занимающиеся навигацией) использовали раннее известную позицию для оценки текущего положения самолета. В этом им помогали скорость, направление и время полета. Хотя погода могла помешать оценкам, это был относительно точный способ рассчитать местоположение воздушного судна.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Радиосистемы

Некоторые самолеты также использовали радиосистему, известную как всенаправленный азимутальный радиомаяк. С помощью этой системы самолет получал информацию от стационарных наземных радиомаяков, с помощью которой определялся магнитный пеленг самолета, – угол между опорным северным направлением и расположением воздушного судна относительно радиомаяка. Данные, полученные с двух таких станций, позволяли определить точное положение самолета.