Раны и уколы: чемпионка рассказала, как сражаются профессиональные фехтовальщики
Чемпионат мира по фехтованию, прошедший в июле 2016 года в столичном «Олимпийском», преподнес нам сюрприз. И дело не в масштабах мероприятия, хотя и они поражают воображение: на состязания заявились 912 спортсменов из 108 стран. И даже не в триумфе российской сборной, который был вполне заслужен и ожидаем, поэтому никак не тянет на сюрприз.
Приехав на чемпионат по приглашению компании Tissot, официального хронометриста соревнований, мы неожиданно для себя увидели фантастическое шоу, которое по зрелищности и накалу страстей заткнет за пояс любой рок-концерт. Эпитет «фантастический» как нельзя лучше описывает электрифицированную экипировку участников, в которой они похожи на инопланетных захватчиков, и нечеловеческую скорость их движений. Это же слово приходит на ум, когда дорожки под ногами спортсменов (так и хочется назвать их «сценой») вспыхивают яркими цветами синхронно с фонарями на масках, иллюстрируя укол. И конечно же, фантастические децибелы выдают зрители, поддерживая хозяев турнира — российскую сборную.
Зрителей на трибунах много, и аплодисменты то и дело раздавались невпопад: разобраться в правилах спортивного фехтования поначалу бывает непросто. Чтобы понять, чем отличаются поединки на рапирах, шпагах и саблях, стоит совершить небольшой экскурс в историю.
Колоть, а не рубить
Первые шпаги появились в Испании в середине XV века в ответ на распространение латных доспехов. Разрубить мечом цельнометаллические пластины было практически невозможно, зато точный колющий удар в сочленение лат мог принести бойцу победу. Шпага представляла собой длинный меч с узким обоюдоострым (а позже даже граненым) клинком, предназначенным прежде всего для того, чтобы колоть, а не рубить. Характерная особенность шпаги — сложная гарда, защищающая руку и позволяющая отражать атаки противника экономными короткими движениями, а не размашистыми силовыми.
Придворный дресс-код того времени предполагал ношение оружия в повседневной жизни вместе с гражданской одеждой. Военная шпага, несмотря на узкий клинок, была для этого слишком тяжела. Ее облегченная версия получила название espadas roperas — «меч для одежды». Во французский язык термин перекочевал в слегка искаженном виде — la rapier, или рапира.
Несмотря на формальное наличие лезвий, рапира была слишком легка для рубящих ударов. И все же она оказалась неплохим оружием самообороны. Вместо щита фехтовальщик с рапирой использовал кинжал или дагу (специальный кинжал для левой руки с развитой гардой). Так принцип «колоть, а не рубить» перешел в дуэли, хотя латные доспехи в них не использовались.
В Италии фехтованию на шпагах обучали с помощью тренировочного оружия с граненым клинком без лезвий и тупым наконечником вместо острия. На итальянском языке такое оружие получило название fioretto, на английском стало называться foil, а на русском так и осталось рапирой. Удары разрешалось наносить только в торс: во-первых, ученики носили кожаные защитные жилеты, а во-вторых, колющие удары в руку или ногу считались неэффективными — после них противник все еще мог продолжать бой.
Сабля — универсальное оружие, которое может одинаково хорошо рубить и колоть. Сабли были особенно любимы кавалеристами за их режущие свойства, обусловленные характерным изгибом клинка. Три основные дисциплины современного фехтования (сабля, шпага и рапира) по сути вполне соответствуют своим историческим корням. Но, взглянув на оружие, этого не скажешь. Внешне спортивная шпага, рапира и сабля настолько похожи друг на друга, что отличить один снаряд от другого сможет только опытный болельщик.
Все клинки абсолютно прямые. Разумеется, ни один из них не имеет лезвия, и каждый увенчан тупым наконечником. Все они хорошо гнутся, так как в случае поломки могли бы мгновенно превратиться в острое боевое оружие. Да, шпага слегка тяжелее и несколько жестче за счет трехгранного клинка (у рапиры клинок четырехгранный, у сабли — трапециевидный). Есть и другие особенности, но все же главное отличие — в правилах проведения поединков.
Фонарь рассудит
Самые простые правила у шпажистов: очко получает тот, кто первым нанесет укол. Счет идет на доли секунды, поэтому фехтовальщикам не обойтись без электрофиксации уколов. Наконечник шпаги представляет собой что-то вроде кнопки, которая срабатывает при усилии в 7,4 Н (750 гс). Легкие касания шпагой соперника засчитаны не будут. Кстати, хорошие уколы спортивной шпагой весьма чувствительны.
Двухжильная проводка от наконечника проходит по желобу вдоль клинка и соединяется с разъемом, спрятанным за гардой. К разъему подключается провод, который проходит через рукав защитной куртки и соединяется с аппаратом. До недавнего времени соединение всегда было проводным: перемещаясь вдоль дорожки, спортсмен вытягивал провод из инерционной катушки, как из рулетки. Сегодня на смену катушке приходит радиопередатчик. «Фехтовать с беспроводной системой очень удобно, — говорит Софья Великая, — катушка оказывает слабое, но все же заметное сопротивление движению. В редких случаях провод не успевает смотаться правильно и запутывается».
Аппарат ведет хронометраж (длительность поединков ограничивается по времени), фиксирует уколы, демонстрирует счет. Когда у спортсмена на шпаге срабатывает наконечник, на его стороне загорается фонарь соответствующего цвета (одному участнику присваивается зеленый цвет, другому — красный). Если следом противник нанесет ответный укол, фонарь на его стороне уже не загорится: очко присуждается тому, кто уколол первым. Исключение составляют случаи, когда участники наносят друг другу уколы в пределах четверти секунды. Такие уколы считаются нанесенными одновременно: загораются два фонаря, и оба спортсмена получают очко.
В фехтовании на шпагах засчитываются уколы в любую часть тела, кроме затылка. Поэтому у спортивных шпаг самая крупная гарда (13,5 см в диаметре), ведь рука тоже может стать мишенью соперника. Интересная особенность современной шпаги (а также рапиры) — пистолетная рукоять, которая за счет естественного положения запястья позволяет совершать более точные и экономные движения. Шпага с пистолетной рукоятью — это квинтэссенция колющего оружия: нанести ею рубящий удар практически невозможно.
Соревнования шпажистов автоматизированы в наибольшей степени, поэтому наблюдать за ними очень просто: чей фонарь загорелся, тот и получает балл. Тем не менее рефери может не засчитать укол, если он нанесен с нарушением правил. Именно судья, а не аппарат, начинает и останавливает поединок, ориентируясь на часы. Уколы, нанесенные после команды Halte! («Стоп!»), не засчитываются.
Д’Артаньян, ты не прав!
Фехтование на рапирах — весьма тонкое искусство, и наблюдать за ним немного сложнее. Одновременные уколы здесь не засчитываются, приоритет первого укола не действует, при этом практически при каждой атаке загорается сразу два фонаря. Дело в том, что в рапирах действует так называемое правило правоты атаки. Когда спортсмен начинает атаку, он получает приоритет. Его соперник обязан отразить атаку, прежде чем наносить укол. В некоторых случаях парирование и контратака могут представлять собой буквально одно движение, но факт отражения атаки и перехода приоритета не ускользнет от взгляда опытного судьи.
Рапира легче и мягче шпаги, ее наконечник срабатывает при усилии 4,9 Н (500 гс). Ей не нужна большая гарда: рапиристы не целятся в руки, ведь засчитываются только попадания в корпус. Помните фехтование на fioretto? Оно дошло до нас практически в неизменном виде, разве что кожаный жилет сменился на электрический, в ткань которого по всей площади вплетена токопроводящая проволока.
В проводе, который тянется за рапиристом, не две жилы, а три. При срабатывании наконечника на рапире аппарат проверяет, касается ли оружие электрожилета. Если нет, то на аппарате загорается белый фонарь и укол не засчитывается. Фехтование на саблях — самая динамичная дисциплина. Саблисты могут наносить как рубящие, так и колющие удары выше пояса, включая руки и голову. Вместо электрожилета они надевают электрокуртку, к которой с помощью провода подсоединяется маска с токопроводящим воротом. «Кнопки» на наконечнике сабли нет. Результативным ударом считается любой контакт сабли с электрокурткой или маской. Как и в рапирах, в саблях действует принцип правоты атаки и приоритет определяет рефери.
«В фехтовании на саблях удар может прийти в любой момент и с любой стороны, — рассказывает Софья. — Если рапирист может позволить себе планомерно следовать заготовленной тактической схеме в течение всего поединка, то саблист должен постоянно перестраивать свою тактику и мгновенно принимать решения». А для зрителя сабля — это самые высокие скорости, нестандартные движения, невероятные акробатические прыжки и самые эффектные стоп-кадры.
Один за всех и все за одного
«Личное и командное фехтование отличаются друг от друга, как два разных вида спорта, — рассказывает чемпионка. — Когда настраиваешься на личную победу, твоими конкурентами оказываются самые разные спортсмены, в том числе и соотечественники. Ты борешься с ними на главных турнирах своей жизни: чемпионатах Европы и мира, Олимпийских играх. А буквально на следующий день нужно сплотиться и вместе сражаться за медали».
Командное фехтование — это редкий вид спорта, в котором интрига сохраняется до самого конца соревнования, и каждый спортсмен имеет теоретическую возможность переломить ход встречи и выиграть турнир вплоть до последнего поединка. Это становится возможным благодаря особым правилам подсчета ударов.
Команда состоит из трех спортсменов (допустимо наличие одного запасного). Они участвуют в девяти боях, и сетка расчерчена так, чтобы ни один участник не встретился дважды с тем же соперником. В каждом раунде максимальный счет увеличивается на пять ударов: в первом поединке фехтуют до пяти, в следующем до десяти
К примеру, если третий раунд начинается со счета 3:12 в пользу команды справа, правый боец может довести его до 3:15, если будет выигрывать «всухую». Но и боец слева может довести счет в этом раунде до 15:12 в пользу своей команды. Этой возможностью Софья Великая воспользовалась на чемпионате мира 2016 года, переломив ход встречи с Украиной: при счете 21:25 в пользу Украины в шестом раунде наша спортсменка выиграла бой против Алины Комащук с результатом 9:2. Раунд завершился с общим счетом 30:27 в пользу команды России, а первенство — золотой медалью в копилку нашей сборной.
Как ни парадоксально, именно в командных соревнованиях ярче проявляется характер бойца. Здесь нет гарантированных титулов и побед по очкам за несколько этапов до конца первенства, как в «Формуле-1». Проявив железную волю, годами отточенное мастерство и стойкую концентрацию, спортсмен может исправить даже грубые ошибки товарищей и привести команду к победе. И, посетив чемпионат мира в Москве, я могу уверенно сказать: фехтовальщики действительно до последнего верят в победу.
Если я назвал недостаточно причин для того, чтобы ходить смотреть на фехтование, то вот вам еще одна: судьи здесь говорят по-французски. Это очень красиво.
Словарь рефери
Ан гард (фр. En guarde, «к бою»): участники занимают позиции у линий начала боя
Эт-ву прэ? (фр. tes-vous pr? t?, «Вы готовы?»): если участник не готов к бою, он должен подать знак судье
Алле! (фр. Allez!, «начинайте!»): бой начинается
Альт! (фр. Halte!, «cтой!»): бой останавливается, удары или уколы, нанесенные после команды, не засчитываются
А друа (фр. A droit, «направо»): укол (удар) присуждается спортсмену справа
А гош (фр. A gauche, «налево»): укол (удар) присуждается спортсмену слева
Па конте! (фр. Pas compter!, «не считать»): укол (удар) не присуждается никому.