Поездка на нью-йоркском метро в XXI веке — дело привычное и относительно безопасное для американцев. Но четыре десятилетия назад каждый вагон мог стать ареной насилия. Согласно некоторым данным, в среднем — 250 тяжких преступлений в неделю происходили именно в метро Нью-Йорка. Так, резкое падение числа пассажиров и устрашающая репутация превратили метро в символ упадка американского мегаполиса.
Фото эпохи! Посмотрите, как выглядело метро Нью-Йорка в 1980-х годах


История и фото метро Нью-Йорка в 1980-х годах
В 1980-х годах Нью-Йоркское метро стало не только транспортной артерией города, но и ареной для выражения уличной культуры: особенно через граффити. Каждый вагон был покрыт яркими рисунками, создавая ощущение, что подземка — движущаяся галерея уличного искусства.
- Фотографы Марта Купер и Генри Чалфант задокументировали эту эпоху в своей книге «Subway Art» (1984), которая стала «библией граффити» и вдохновила поколения художников по всему миру .
Однако для городских властей граффити символизировало упадок и беззаконие.
В 1984 году президент Нью-Йоркского транспортного управления Дэвид Ганн инициировал пятилетнюю программу по искоренению граффити: в нее вошли ежедневная очистка вагонов и усиленные меры безопасности.
Параллельно с борьбой против граффити, власти начали внедрять стратегию «разбитых окон», направленную на пресечение мелких правонарушений (безбилетный проезд и мелкое хулиганство). Эта стратегия, особенно активно применяемая в 1990-х годах при мэре Рудольфе Джулиани, способствовала снижению уровня преступности в метро и восстановлению доверия пассажиров .
Модернизация метров в США
В 1985 году запустили программу по модернизации вагонов: более 3 000 единиц подвижного состава были отремонтированы и оснащены системами кондиционирования воздуха. Это не только повысило комфорт пассажиров, но и улучшило надежность работы поездов, снизив количество поломок и задержек .
К тому же в рамках программы «Operation Facelift» началась масштабная реконструкция станций: улучшали освещение, устанавливали новые указатели и карты, проводили косметический ремонт.
Немаловажную роль в восстановлении порядка сыграли и гражданские инициативы.
Например, в 1979 году основали организацию Guardian Angels, члены которой добровольно патрулировали поезда и станции, стремясь предотвратить преступления и помочь пассажирам. Их деятельность получила широкую поддержку общественности и стала символом борьбы за безопасное метро .
К концу 1980-х годов, благодаря комплексному подходу, включающему техническую модернизацию, усиление охраны и участие граждан, ситуация в метро начала стабилизироваться. Уровень преступности снизился, пассажиропоток начал восстанавливаться, а сама подземка вновь стала восприниматься как относительно надежный и безопасный способ передвижения по городу.