Музыкантам в оркестровой яме приходится наблюдать за дирижером периферийным зрением, а фокус удерживать на нотах. В таком случае, движения тонкой палочки видны лучше, чем широкого овального силуэта кисти. Палочка особенно улучшает видимость во время представлений, когда на сцене постоянно меняется свет.
Зачем дирижеру палочка: простой вопрос, неочевидный ответ

Палочка еще и более точный инструмент управления: ее движениями можно передать самые тонкие динамические изменения и акценты. Дирижеры долго обучаются технике работы с ней, чтобы научиться регулировать темп, ритм и другие музыкальные элементы.
Кто-то из дирижеров также ценит, что жезл позволяет им выглядеть более авторитетно.
А еще палочка снижает физическую нагрузку на руки, поскольку и репетиции, и концерты могут длиться довольно долго.
Конструкция палочки с годами меняется
В среднем ее длина составляет 40-42 см – такой жезл и достаточно заметен, и легко удерживается. Хотя предпочтения дирижеров на этот счет могут отличаться, они свободны выбрать другой вариант. Дирижер Валерий Гергиев использовал очень короткую палочку в качестве личной фишки, словно дирижировал зубочисткой.
Со временем дирижеры стали чаще применять палочки, подсвечиваемые с помощью встроенной батарейки.

Не всем дирижерам палочка нравится
И все же некоторые дирижеры согласны с нами и отказываются от палочки, используя только жесты рук. Так делают в барочной и хоровой музыке, в джазовых и эстрадных биг-бендах.
Кто-то считает, что она сковывает движения, другие – что, наоборот, она разгружает руки.

Как появилась палочка
Предком современной палочки считают баттуту – палочку или трость, которой управляющий оркестром просто отбивал такт.
В те годы существовали и другие методы управления музыкальным коллективом: запев, выполняемый лидером хора, жесты кисти и пальцев. Подчас оркестр вёл один из исполнителей – чаще это был клавесинист. Ведущий назывался концертмейстером и временами прекращал игру, начиная дирижировать вспомогательными предметами: смычком, палочкой, даже просто свернутым рулоном бумаги.
Музыка и состав оркестров постепенно усложнялись, и понадобилось полностью освободить концертмейстера от исполнительской роли. В тот момент дирижерская палочка и начала входить в моду.