XIX век стал еще одной поворотной точкой для философов и простых людей. Именно тогда человек впервые и всерьез усомнился в существовании объективного смысла жизни. Так, развитие науки и философии разрушило религиозные представления о предназначении, оставив многих наедине с пустотой. Этот кризис получил имя — нигилизм. Затем от него оттолкнулись две мощные философские традиции: экзистенциализм и абсурдизм.
Нигилизм, экзистенциализм и абсурдизм! Узнайте как кризис веры в XIX веке изменил философию


Нигилизм, экзистенциализм и абсурдизм
- Нигилизм: когда умирает Бог
Фридрих Ницше первым обозначил главную проблему модерна: «Бог умер — и мы его убили».
В этом афоризме скрыта утрата всех прежних ориентиров. Мир больше не вращается вокруг человека, нет заданной цели, мораль утрачивает внешний авторитет. В итоге: утрата божественного центра разрушает прежнюю структуру смысла в обществе.
Причиной подобной трансформации, по мнению некоторых философов, стали труды ученых и философов XIX века: от Дарвина до Фейербаха. Новая реальность становилась системой без трансцендентной цели, а на смену религиозной картине пришла научная, — и человек оказался в ней всего лишь звеном в эволюционной цепочке.
- Экзистенциализм: смысл — это выбор
На фоне «духовной пустоты» возник экзистенциализм. Его главный тезис, сформулированный мыслителем XX века Жан-Поль Сартром: «Существование предшествует сущности».

Сартр утверждал: человек — это то, что он делает. Он несет ответственность за свою жизнь, даже если не просил быть рожденным. Смысл не дается извне — он рождается в поступках. Это философия свободы, но и тревоги: с утратой Бога на человека ложится груз собственной осмысленности.
- Абсурдизм: не искать, а бороться
Бунт против абсурда — не разрушение, а утверждение жизни без оправданий. Именно об этом писал французский писатель и мыслитель Альбер Камю.
Образ царя Сизифа, катящего камень в вечном цикле, стал главным символом абсурдизма: абсурд нельзя преодолеть, но можно принять и жить с ним. «Надо вообразить Сизифа счастливым», — писал Камю.

Что делать, когда веры нет?
Абсурдизм, как его сформулировал Альбер Камю, признает: стремление человека к смыслу не совпадает с «равнодушием Вселенной». Отсюда — чувство абсурда.
Так, нигилизм — это, скорее, диагноз. Затем экзистенциализм предлагает лекарство: создание индивидуального смысла. И уже абсурдизм — терапия: жить без иллюзий, но с достоинством.
Оба ответа не возвращают прежнего порядка для духовной жизни общества, но учат жить заново — в мире, где человек сам отвечает за все.

Так, если столетиями считалось, что у человека есть заранее заданная «природа» или «предназначение», то с XIX — подобные взгляды почти что утеряны. Люди сначала существуют, а затем сами определяют, кем быть.
Альбер Камю отвергал и самоубийство, и «философское самоубийство» — веру в вымышленные смыслы. Ответ француза — бунт: то есть утверждение жизни без оправданий.