Нигилизм, экзистенциализм и абсурдизм! Узнайте как кризис веры в XIX веке изменил философию

Современность изменила жизнь людей внутри религиозных догм, — но вместе с этим создала экзистенциальный вакуум. Что же делать, если жизнь больше не имеет заданного смысла? Перечисляем кратко философские ответы на кризис осмысленности: от нигилизма до абсурда.
Юрий Гандрабура
Юрий Гандрабура
Журналист-переводчик
Нигилизм, экзистенциализм и абсурдизм! Узнайте как кризис веры в XIX веке изменил философию
thelivingphilosophy.com

XIX век стал еще одной поворотной точкой для философов и простых людей. Именно тогда человек впервые и всерьез усомнился в существовании объективного смысла жизни. Так, развитие науки и философии разрушило религиозные представления о предназначении, оставив многих наедине с пустотой. Этот кризис получил имя — нигилизм. Затем от него оттолкнулись две мощные философские традиции: экзистенциализм и абсурдизм.

Новые мыслители попытались ответить на вопрос: как жить в мире, где божественный замысел потерял первое место?
Картина художника Дж. Х. У. Тишбейна с философом Диогеном, который искал честного человека /
Картина художника Дж. Х. У. Тишбейна с философом Диогеном, который искал честного человека /
Wikimedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Нигилизм, экзистенциализм и абсурдизм

  • Нигилизм: когда умирает Бог

Фридрих Ницше первым обозначил главную проблему модерна: «Бог умер — и мы его убили».

В этом афоризме скрыта утрата всех прежних ориентиров. Мир больше не вращается вокруг человека, нет заданной цели, мораль утрачивает внешний авторитет. В итоге: утрата божественного центра разрушает прежнюю структуру смысла в обществе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Причиной подобной трансформации, по мнению некоторых философов, стали труды ученых и философов XIX века: от Дарвина до Фейербаха. Новая реальность становилась системой без трансцендентной цели, а на смену религиозной картине пришла научная, — и человек оказался в ней всего лишь звеном в эволюционной цепочке.

  • Экзистенциализм: смысл — это выбор
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На фоне «духовной пустоты» возник экзистенциализм. Его главный тезис, сформулированный мыслителем XX века Жан-Поль Сартром: «Существование предшествует сущности».

Жан-Поль Сартр /
Жан-Поль Сартр /
Wikimedia

Сартр утверждал: человек — это то, что он делает. Он несет ответственность за свою жизнь, даже если не просил быть рожденным. Смысл не дается извне — он рождается в поступках. Это философия свободы, но и тревоги: с утратой Бога на человека ложится груз собственной осмысленности.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Абсурдизм: не искать, а бороться

Бунт против абсурда — не разрушение, а утверждение жизни без оправданий. Именно об этом писал французский писатель и мыслитель Альбер Камю.

Образ царя Сизифа, катящего камень в вечном цикле, стал главным символом абсурдизма: абсурд нельзя преодолеть, но можно принять и жить с ним. «Надо вообразить Сизифа счастливым», — писал Камю.

Альбер Камю /
Альбер Камю /
Wikimedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что делать, когда веры нет?

Абсурдизм, как его сформулировал Альбер Камю, признает: стремление человека к смыслу не совпадает с «равнодушием Вселенной». Отсюда — чувство абсурда.

Так, нигилизм — это, скорее, диагноз. Затем экзистенциализм предлагает лекарство: создание индивидуального смысла. И уже абсурдизм — терапия: жить без иллюзий, но с достоинством.

Оба ответа не возвращают прежнего порядка для духовной жизни общества, но учат жить заново — в мире, где человек сам отвечает за все.

Картина царя Сизифа, толкающего камень (Franz von Stuck) /
Картина царя Сизифа, толкающего камень (Franz von Stuck) /
Wikimedia

Так, если столетиями считалось, что у человека есть заранее заданная «природа» или «предназначение», то с XIX — подобные взгляды почти что утеряны. Люди сначала существуют, а затем сами определяют, кем быть.

Альбер Камю отвергал и самоубийство, и «философское самоубийство» — веру в вымышленные смыслы. Ответ француза — бунт: то есть утверждение жизни без оправданий.