С 1930 по 1968 год киноделы Голливуда существовали в условиях строжайшей самоцензуры. Кодекс Хейса запрещал показы на экранах преступлений, внебрачного секса, расового смешения, «чрезмерных поцелуев» и даже намеков на богохульство. И хотя в первые годы американские студии не спешили следовать этим правилам, к 1934 году под давлением католической Лиги нравственности кодекс стал обязательным к исполнению. Но уже в 1940-х началась волна сопротивления — как в кино, так и вне его.
Как одно фото 1940-х годов бросило вызов цензуре Голливуда и начало революцию в кино


Фото против цензуры в США и кодекса Хейса
Кодекс Хейса в начале XX века в США был ответом на волну возмущения, которая возникла из-за громких скандалов в киноиндустрии 1920-х.
- Чтобы избежать государственной цензуры, американские студии создали собственный набор правил, формально провозгласивших защиту морали и христианских ценностей.
- Однако фактически кодекс стал инструментом контроля над тем, как изображается преступность, сексуальность, религия и даже раса.
- До 1934 года кодекс игнорировали: на экраны выходили фильмы с открытыми темами измен, насилия и женской сексуальности.

Знаменитое фото вопреки запретам
Цензура по кодексу Хейса распространялась на каждую деталь в кино США: запрет на «смешение рас», табу на позитивное изображение преступников, перечни запрещенных слов и даже указания, как долго можно целоваться в кадре.
Все это привело к тому, что даже именитые режиссеры — Хичкок и Любич — вынуждены были прибегать к аллюзиям, метафорам и визуальным намекам.
И все же не все были готовы играть по таким правилам.
- В 1940 году голливудский фотограф Уайти Шейфер создал снимок «Thou Shalt Not» («Не прелюбодействуй») — откровенно провокационную пародию на кодекс Хейса.
- На фото (выше): проститутка с сигаретой, труп полицейского, алкоголь и другие «грехи», запрещенные Хейсом. Табличка в кадре сатирически отсылает к «десяти заповедям» киноцензуры.
- Снимок, хоть и не вызвал тогда громкого скандала, стал для американских киноделов символом растущего внутреннего сопротивления в Голливуде.

Оттепель в США
Критика кодекса Хейса достигла апогея в 1950-х, когда режиссеры начали выпускать фильмы без одобрения PCA.
В 1952 году Верховный суд США признал кино формой выражения, защищенной Первой поправкой конституции, что подорвало легитимность самоцензуры. А в 1968 году Кодекс Хейса официально заменили привычной и в XXI веке системой возрастных рейтингов.
Так, фото Уайти Шейфера задолго до отмены цензуры уловило ее суть: попытка навязать морализаторский контроль над искусством обречена. «Провокационный» снимок напоминает, что любое ограничение творческой свободы вызывает сопротивление — иногда тихое, иногда яркое и остроумное, как «Не прелюбодействуй».