Как одно фото 1940-х годов бросило вызов цензуре Голливуда и начало революцию в кино

На пике Голливудского кодекса цензуры фотограф Уайти Шейфер создал работу, в которой открыто высмеял запреты индустрии в середине XX века. Вот почему фото «Не прелюбодействуй» стало символом протеста против морализаторской цензуры и провозвестником ее скорого краха.
Юрий Гандрабура
Юрий Гандрабура
Журналист-переводчик
Как одно фото 1940-х годов бросило вызов цензуре Голливуда и начало революцию в кино
Whitey Schafer. Public domain.

С 1930 по 1968 год киноделы Голливуда существовали в условиях строжайшей самоцензуры. Кодекс Хейса запрещал показы на экранах преступлений, внебрачного секса, расового смешения, «чрезмерных поцелуев» и даже намеков на богохульство. И хотя в первые годы американские студии не спешили следовать этим правилам, к 1934 году под давлением католической Лиги нравственности кодекс стал обязательным к исполнению. Но уже в 1940-х началась волна сопротивления — как в кино, так и вне его.

Одним из самых остроумных жестов против цензуры стал сатирический снимок фотографа Уайти Шейфера, открыто высмеивающий сам дух кодекса Хейса.
Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Фото против цензуры в США и кодекса Хейса

Кодекс Хейса в начале XX века в США был ответом на волну возмущения, которая возникла из-за громких скандалов в киноиндустрии 1920-х.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  1. Чтобы избежать государственной цензуры, американские студии создали собственный набор правил, формально провозгласивших защиту морали и христианских ценностей.
  2. Однако фактически кодекс стал инструментом контроля над тем, как изображается преступность, сексуальность, религия и даже раса.
  3. До 1934 года кодекс игнорировали: на экраны выходили фильмы с открытыми темами измен, насилия и женской сексуальности.
Однако создание Администрации по надзору за производством фильмов (PCA), возглавленной католиком Джозефом Брином, положило конец вольнодумству.
Whitey Schafer. Public domain.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Знаменитое фото вопреки запретам

Цензура по кодексу Хейса распространялась на каждую деталь в кино США: запрет на «смешение рас», табу на позитивное изображение преступников, перечни запрещенных слов и даже указания, как долго можно целоваться в кадре.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Все это привело к тому, что даже именитые режиссеры — Хичкок и Любич — вынуждены были прибегать к аллюзиям, метафорам и визуальным намекам.

И все же не все были готовы играть по таким правилам.

  1. В 1940 году голливудский фотограф Уайти Шейфер создал снимок «Thou Shalt Not» («Не прелюбодействуй») — откровенно провокационную пародию на кодекс Хейса.
  2. На фото (выше): проститутка с сигаретой, труп полицейского, алкоголь и другие «грехи», запрещенные Хейсом. Табличка в кадре сатирически отсылает к «десяти заповедям» киноцензуры.
  3. Снимок, хоть и не вызвал тогда громкого скандала, стал для американских киноделов символом растущего внутреннего сопротивления в Голливуде.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Со временем американские режиссеры начали проверять границы того, что можно было показать на экране, часто выпуская фильмы без одобрения PCA. Отто Премингер был одним из первых, кто открыто бросил вызов коду, выпустив такие фильмы, как «Луна» и «Синий» (1953). Оба фильма были коммерчески успешными и доказали, что аудитория была готова принять более провокационный контент /
Со временем американские режиссеры начали проверять границы того, что можно было показать на экране, часто выпуская фильмы без одобрения PCA. Отто Премингер был одним из первых, кто открыто бросил вызов коду, выпустив такие фильмы, как «Луна» и «Синий» (1953). Оба фильма были коммерчески успешными и доказали, что аудитория была готова принять более провокационный контент /
wikimedia.org

Оттепель в США

Критика кодекса Хейса достигла апогея в 1950-х, когда режиссеры начали выпускать фильмы без одобрения PCA.

В 1952 году Верховный суд США признал кино формой выражения, защищенной Первой поправкой конституции, что подорвало легитимность самоцензуры. А в 1968 году Кодекс Хейса официально заменили привычной и в XXI веке системой возрастных рейтингов.

Так, фото Уайти Шейфера задолго до отмены цензуры уловило ее суть: попытка навязать морализаторский контроль над искусством обречена. «Провокационный» снимок напоминает, что любое ограничение творческой свободы вызывает сопротивление — иногда тихое, иногда яркое и остроумное, как «Не прелюбодействуй».