Почему людям нравится вуайеризм — и что это такое? Узнайте секреты из психологии, кино и литературы!

Подсматривать за другими — одна из самых древних форм психологического и сексуального возбуждения. Но где проходит граница между фантазией и нарушением закона?
Юрий Гандрабура
Юрий Гандрабура
Журналист-переводчик
Почему людям нравится вуайеризм — и что это такое? Узнайте секреты из психологии, кино и литературы!
Unsplash

Вуайеризм — один из секретов человеческой психологии. Это форма, часто, сексуального интереса, когда человек наблюдает за другими без их ведома (чаще всего — в интимных ситуациях). Хотя подобные фантазии достаточно распространены и знакомы многим людям, склонность к вуайеризму может перерасти в психическое расстройство, нарушать права других людей и требовать профессионального вмешательства.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Unsplash

Почему люди любят подглядывать?

Классическое определение вуайеризма — интерес к наблюдению за тем, как другие раздеваются, остаются обнаженными или занимаются сексом (без ведома последних).

Важно отличать интерес к подсматриванию от «вуайеристического расстройства», когда такие желания становятся навязчивыми, вызывают стресс и могут привести к противоправным действиям, — отмечают западные специалисты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Порой фантазия так и остается фантазией — например, при просмотре тематических фильмов для взрослых, прослушивании эротических подкастов или участии в ролевых играх с партнером.
Подобные формы вуайеризма не нарушают ничьих границ и могут быть безопасным способом реализации сексуальных предпочтений.
  • Однако проблема возникает, когда человек переходит к действиям: наблюдает без разрешения, подглядывает, записывает или фотографирует других без их ведома.
Подобное поведение уже не считается «просто интересом» — это уголовное преступление и потенциальный симптом вуайеристического расстройства.
Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чтобы понять, если вы склонны к вуайеризму, стоит обратить внимание на следующие факторы:

  1. постоянные фантазии о наблюдении за людьми без их согласия;
  2. невозможность контролировать желания;
  3. стресс и вина после таких действий;
  4. снижение возбуждения при других сценариях.

Стоит помнить, что диагноз может поставить только специалист.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Врачи оценивают частоту и интенсивность фантазий, их влияние на поведение и повседневную жизнь. Ключевые критерии — длительность (более 6 месяцев) и нарушение социальных или профессиональных сфер жизни.

При этом подросткам диагноз часто не ставят сразу: любопытство к телу и сексу — нормальная часть взросления.

Хорошая новость — расстройство всегда можно вылечить: психотерапия помогает развить контроль над импульсами, найти альтернативные источники возбуждения и выстроить безопасные стратегии поведения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вуайеризм в кино и литературе

Между тем вуайеризм — это и способ восприятия, часто встречающийся в структуре кино или литературы.

Мы следим за героями, подсматриваем за их желаниями, страхами и поступками, оставаясь в тени. Такая динамика особенно заметна в фильме Хичкока «Окно во двор», где главный герой наблюдает за соседями сквозь объектив, а вместе с ним — и мы на протяжении всей картины. Или в «Синем бархате» Линча, где акт наблюдения становится вторжением, разрушительным и сексуализированным, — это запрещенный акт, присущий темной стороне человеческой природы.

В литературе вуайеризм проявляется иначе — через доступ к внутреннему миру героев. В «Лолите» Набокова читатель превращается в соучастника: мы читаем исповедь Хамбертта, зная, что она полна самооправданий, и все же продолжаем читать. Или роман «Камера обскура» того же автора: здесь вуайеризм переходит в метафору искусства — искажение, приближение, наблюдение сквозь стекло. Мы не просто смотрим, мы зависим от этого взгляда.

  1. Так, вуайеризм не про эротизм как таковой — хотя он часто играет одну из главных ролей, — а про власть.
  2. Смотреть и не быть увиденным — значит контролировать.
  3. Вуайеризм работает как структура: зритель в кино и читатель в литературе поставлены в позицию наблюдателя, но их позиция не нейтральна. Она подчиняет, она требует. И именно через подобное напряжение рождается драма.