Кружок, два глаза и улыбка: кто и когда придумал первый смайлик

История смайлика началась в 1963 году в Вустере, штат Массачусетс, когда американский художник Харви Болл получил заказ от страховой компании State Mutual Life Assurance Company. В заказе было четко сказано: нужно придумать что-то, что смогло бы поднять моральный дух сотрудников. Получив краткое, но емкое ТЗ, Болл задумался о том, что решение должно быть простым, доступным и вызывать положительные эмоции. В тот момент, когда он взял карандаш и начал рисовать, родилась идея, которая впоследствии изменила мир.
Точка, точка и дуга
Боллу потребовалось около десяти минут, чтобы нарисовать улыбающееся лицо на желтой бумаге — он выбрал именно такую основу просто потому, что она была блестящей и яркой. Клиента идея устроила, и художник получил свой гонорар размером в колоссальные 45 долларов (в переводе на сегодняшний курс это более 450 долларов).

Чтобы повеселить работников и поднять мотивацию, руководители компании решили напечатать рисунок Болла на пуговицах и плакатах и раздавать всем, у кого на лице считывается уныние. Сработало ли это, история умалчивает, изображение быстро стало популярным. Желтые смайлики начали появляться повсюду: от поздравительных открыток и наклеек до футболок и брелоков.
Однако ни Харви Болл, ни State Mutual не задумались о регистрации торговой марки или хотя бы авторских прав на этот дизайн. Эх, а какие миллионы могли бы заработать! Впрочем, это автора смайлика нисколько не тревожило.
А вот другие предприимчивые люди быстро спохватились. В начале 1970-х годов владельцы компании Hallmark Бернард и Мюррей Спейн увидели большой потенциал в этом изображении и решили использовать его для продвижения своей продукции. Братья придумали слоган «Have a Happy Day» («Пусть у тебя будет счастливый день»), который сопровождался изображением смайлика, и зарегистрировали на него авторские права. Да, они использовали оригинальный смайлик, просто приписав к нему несколько слов. Придраться не к чему — с юридической точки зрения никаких нарушений.
За весь 1971 год Спейнам удалось продать более 50 миллионов кнопок-смайликов и множество других товаров с оригинальной графикой Болла.
Но на этом история не заканчивается. В том же 1971 году французский журналист Франклин Луфрани, работая в газете France-Soir, устал от постоянного обилия негативных новостей и решил создать проект, который бы способствовал привлечению внимания читателей к позитивным историям. Идея такова: он предложил рисовать рядом с добрыми новостями улыбающееся желтое лицо. Эта простая, но гениальная идея нашла отклик в сердцах аудитории.
А в 1996 году сын Франклина, Николя Луфрани, вдохнул новую жизнь в идею отца, основав компанию The Smiley Company. Целью компании стало распространение позитивного образа смайлика по всему миру через различные медиа и продукты. Под руководством Николя смайлик превратился в полноценный бренд, охватывающий всевозможные сферы жизни: от одежды и аксессуаров до игрушек и цифровых продуктов.

На данный момент Smiley Company продолжает занимать лидирующие позиции в сфере лицензирования и входит в сотню крупнейших компаний мира, а ее ежегодный доход превышает 130 миллионов долларов!