Издательство МИФ и креативное бюро «Золотые тигры» создали интерактивный путеводитель по мифическим существам разных народов России — «Ваш мифический сосед». Некоторые существа из этого гида знакомы многим из сказок. Но мы нашли менее популярных персонажей и выяснили, что они из себя представляют и как следовало бы вести себя с ними при встрече по мнению наших предков.
Не только леший: самые необычные мифические существа России, которыми вас не пугали в детстве

Вувер
Вувер — существо из марийской мифологии, которое можно считать рекордсменом по многогранности внешних проявлений. Проще перечислить, кто и что не может оказаться вувером, ведь бывает им: лошадь, свинья, бочка, красивый парень, коромысло, черный клубок, огненный шар, мужчина с длинной бородой, длинноволосая женщина, разбрасывающая искры в полете. Вувер может жить в лесной избушке, а может и разрастись до космических масштабов. Лунное затмение — это вувер проглатывает луну.
Суть всех образов сводится к одному. Вувер — душа колдуна или просто очень злого человека, которая не нашла покоя и высвободилась в виде сущности, продолжающей делать пакости. Те, кто любит наблюдать за ночным небом, видели вувера хотя бы однажды — в виде падающей звезды.
Вожо
Маленькие, 30–40 см ростом, мохнатые белые или черные вожо — духи лиминального временного периода: летнего и зимнего солнцестояния, утренних и вечерних сумерек. Обычно вожо невидимы, и если они явились вам, считают удмурты, это знак, что вы нарушили одно из табу. Например, купались в полдень, или парились в бане после полуночи, или не соблюдали комплекс ритуалов, связанных с поминовением родственников, которые тоже могли обратиться в вожо и навестить потомков.

Вожо может превратить человека, которому явился, в такое же существо, поэтому ему нужно противостоять. Помогает игра на музыкальном инструменте или некоем его подобии до первых петухов, чтобы вожо мог предаться своему любимому занятию, — плясать и скакать. Иногда эти духи могут быть и добрыми к тому, кто оказался в тяжелой ситуации, но не потерял человечности.
Хевел
Вы знаете, чем лучше всего «угощать» Солнце? А чувашские старики знают: конечно, молочным супом. Ведь именно им ужинает Хевел-Солнце каждый день, возвращаясь домой со своей рабочей смены. Значит, ему определенно нравится такое угощение! До полудня Хевел будет ехать на быке, а после полудня — на коне (кстати, поэтому с утра время тянется медленно, а потом вечер наступает быстро). Так что, как увидите такого всадника на горизонте, доставайте молочный суп.
Арсури
Арсури, или арзюри, — одна из наиболее колоритных вариаций лешего. Согласно чувашскому фольклору, это злонамеренное существо может обратиться во что угодно, и делает это с удовольствием, меняя обличья зверей и людей, живших или сгинувших в местности, прилегающей к его угодьям. Человека арсури может защекотать насмерть или загрызть, вырвать ему зубы или довести до сердечного приступа внезапным диким хохотом. Вероятно, устраивает конференции по обмену этим опытом с татарским коллегой шурале.
Увидев среди деревьев патлатого человека с шестью конечностями и четырьмя глазами на темном лице, не спешите сочувствовать редкой мутации и интересоваться радиоактивным фоном в окрестностях. Лучше быстро сориентируйтесь на местности и отступайте в сторону ближайшей реки, ручья, родника, а до того достаньте бутылку с водой и загородитесь ею: арсури боятся жидкостей. Если дух приближается и интересуется вашим маршрутом, говорите, что идете по течению, и он оставит вас в покое.
Кояш
Кояш — башкирская божественная дева, интересная тем, что она будто одновременно и воплощенное солнце, и русалка. Каждое утро она выходит из океана, разбирает свои прекрасные золотые волосы и украшает их звездами, выловленными в воде. Когда же день закончен, она завершает круг над землей и вновь опускается в подземные воды. В башкирском языке словосочетание «солнце зашло» буквально звучит как «солнце утонуло».

Иногда Кояш не появляется на небе дольше обычного, и это потому, что деву расстроили своим поведением люди. Если вам невыносимо тоскливо от пасмурных дней и повышение дозы витамина D не спасает, попробуйте записаться на следующий этнический перформанс или выступить его организатором. Башкиры, живущие по старинному укладу, в таких случаях выводят на открытое пространство детей, домашних животных и скот, их задача — громко кричать и плакать, чтобы Кояш пожалела невинные души и показалась, наконец, ко всеобщей радости.
Хоррият
Хорошая новость для тех, кто всегда заглядывался на чудесного феникса профессора Дамблдора: у нас есть Фоукс дома. Хоррият — это огненная богиня, супруга верховного бога Тенгри, которому поклоняются тюркские народы. Она выглядит как птица с блестящим оперением, всегда отражающим свет, да еще характер у нее такой же прекрасный, как и внешность. В татарском фольклоре Хоррият считается символом свободы.
Поэтика жар-птицы и одновременно ее божественная функция — быть мостом между душой человека и солнцем, между землей и небесами, между суетным и вечным. Когда среди серых туч вам покажется золотой проблеск хвоста птицы счастья, это знак вспомнить о действительно важном и вернуть на него сбившийся фокус внимания.
Тыкывак
Это эскимосский хозяин мороза, дух, который олицетворяет северную стужу и отличается оригинальной моторикой. Идет он, идет — и вдруг как бросится с размаху на землю всеми своими конечностями! От этого раздается громкий треск, который слышат люди. Необразованные по фольклорной части россияне думают, что это соки промерзших деревьев, превращаясь в лед, расширяются и разрывают ткани дерева, но мы-то с вами знаем правду.

Услышав зимой этот характерный треск, нужно обязательно постучать чем-нибудь обо что-нибудь. Так вы поприветствуете Тыкывака и оцените его труд. Если же этого не сделать или того хуже — швырнуть какой-то предмет в ту сторону, откуда раздался звук, этим вы нанесете духу мороза смертельную обиду, чреватую тяжкими телесными повреждениями. Людям он является в виде седого старичка. Не берите у него угощение, если до того игнорировали треск или смеялись над суевериями древних. Может оказаться, что вместо аппетитной булочки вы откусили свой телефон или какой-нибудь волчий капкан.