Почему у нас нет воспоминаний из младенчества? Вот что говорит наука: интересные факты!

Большинство людей не помнит событий, происходивших до их 2-3-летнего возраста, — и даже детские воспоминания после этого возраста часто остаются фрагментарными. Эксперты называют это явление «инфантильной амнезией» и уже более века пытаются понять, почему ранние воспоминания исчезают, хотя их влияние на психику остается.
Почему у нас нет воспоминаний из младенчества? Вот что говорит наука: интересные факты!
Unsplash

Для многих людей младенчество, вероятно, — это идеальное время: ребенок постоянно окружен заботой, теплом и вниманием окружающих. Однако мало кто способен вспомнить все детали из этого периода. Даже осознанные события первых лет жизни, - игры, праздники или первые шаги, — исчезают из памяти. Почему это происходит?

Оказывается, причины феномена кроются не только в развитии мозга, но и в особенностях культуры и языка каждого человека!
Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему мы забываем воспоминания из детства?

  1. В 1905 году Зигмунд Фрейд ввел термин «инфантильная амнезия», описав «странную забывчивость», скрывающую первые годы жизни почти каждого человека.
  2. Долгое время считалось, что младенцы просто не способны формировать долговременные воспоминания из-за незрелости мозга. Однако исследования 1980-х годов показали, что дети уже в 2 года могут запоминать события на несколько месяцев вперед.
  3. Так, ученые выявили парадокс: если ранний опыт влияет на личность, почему он не сохраняется в памяти?
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кристина Альберини, профессор нейронаук Нью-Йоркского университета, США, предполагает: воспоминания человека до 2-3 лет остаются в мозге, но становятся недоступными для сознания.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Вероятно, ключевую роль играет гиппокамп — область мозга, отвечающая за формирование памяти. Он интенсивно развивается в раннем возрасте, постоянно перестраиваясь под влиянием нового опыта, что может объяснять потерю ранних воспоминаний.

Как культура влияет на память?

Западные специалисты отмечают: возраст первых воспоминаний различается в зависимости от культуры.

Исследования профессора Ци Ванга из Корнельского университета, США, показывают, что те же американцы в среднем помнят себя начиная с 3,5 лет, а китайцы — примерно с 4 лет. При этом воспоминания американцев часто сосредоточены на личных переживаниях, тогда как китайские описывают коллективные события и семейные традиции.

Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Между тем наиболее ранние воспоминания зафиксированы у представителей народа маори из Новой Зеландии — в среднем с 2,5 лет. Ученые связывают это с их сильными устными традициями и тем, что родители с детства активно обсуждают с детьми события прошлого.

Так, эксперименты уже показывали, что дети, растущие в среде с «развитой традицией рассказов о прошлом», запоминают больше деталей и могут воспроизводить воспоминания с более раннего возраста.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Роль языка и природы памяти

  1. Некоторые эксперты считают, что младенцы не могут формировать осознанные воспоминания из-за отсутствия развитого языка: способность выразить события словами помогает зафиксировать их в памяти.
  2. Однако против этой гипотезы выступает тот факт, что феномен инфантильной амнезии наблюдается и у животных, не обладающих языком.
  3. Память человека не устроена как компьютерная база данных, — отмечают ученые. Воспоминания хранятся в виде сложной сети нейронных связей, и каждый раз, когда мы обращаемся к ним, они немного изменяются: например, эксперименты показывали, что некоторые люди помнят события, которых не было, если их часто обсуждали в семье.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К примеру, французский психолог Жан Пиаже однажды осознал: его детское воспоминание о том, как няня спасла его от похищения, было ложным. Спустя годы женщина призналась Пиаже, что придумала эту историю, — а психолог искренне помнил случившееся, как будто это действительно произошло.

Что происходит с забытыми воспоминаниями?

Если ранние воспоминания действительно стираются, почему они все же продолжают влиять на психику?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Предполагается, что детские впечатления становятся своеобразной основой для последующих воспоминаний. Подобно фундаменту здания, они невидимы, но формируют структуру будущего восприятия.
  • Профессор Кристина Альберини считает, что именно этим «психическим фундаментом» объясняется связь между ранним детским опытом и взрослой личностью.

Например, дети, пережившие травматический опыт, могут не помнить детали событий, но их эмоциональная реакция и модели поведения будут отражать этот опыт.

Так, неспособность вспомнить свои первые годы жизни — это не просто загадка памяти, а сложный процесс, связанный с развитием мозга, культурными особенностями и природой самих воспоминаний.