Почему у нас нет воспоминаний из младенчества? Вот что говорит наука: интересные факты!

Для многих людей младенчество, вероятно, — это идеальное время: ребенок постоянно окружен заботой, теплом и вниманием окружающих. Однако мало кто способен вспомнить все детали из этого периода. Даже осознанные события первых лет жизни, - игры, праздники или первые шаги, — исчезают из памяти. Почему это происходит?

Почему мы забываем воспоминания из детства?
- В 1905 году Зигмунд Фрейд ввел термин «инфантильная амнезия», описав «странную забывчивость», скрывающую первые годы жизни почти каждого человека.
- Долгое время считалось, что младенцы просто не способны формировать долговременные воспоминания из-за незрелости мозга. Однако исследования 1980-х годов показали, что дети уже в 2 года могут запоминать события на несколько месяцев вперед.
- Так, ученые выявили парадокс: если ранний опыт влияет на личность, почему он не сохраняется в памяти?
Кристина Альберини, профессор нейронаук Нью-Йоркского университета, США, предполагает: воспоминания человека до 2-3 лет остаются в мозге, но становятся недоступными для сознания.
- Вероятно, ключевую роль играет гиппокамп — область мозга, отвечающая за формирование памяти. Он интенсивно развивается в раннем возрасте, постоянно перестраиваясь под влиянием нового опыта, что может объяснять потерю ранних воспоминаний.
Как культура влияет на память?
Западные специалисты отмечают: возраст первых воспоминаний различается в зависимости от культуры.
Исследования профессора Ци Ванга из Корнельского университета, США, показывают, что те же американцы в среднем помнят себя начиная с 3,5 лет, а китайцы — примерно с 4 лет. При этом воспоминания американцев часто сосредоточены на личных переживаниях, тогда как китайские описывают коллективные события и семейные традиции.

Между тем наиболее ранние воспоминания зафиксированы у представителей народа маори из Новой Зеландии — в среднем с 2,5 лет. Ученые связывают это с их сильными устными традициями и тем, что родители с детства активно обсуждают с детьми события прошлого.
Так, эксперименты уже показывали, что дети, растущие в среде с «развитой традицией рассказов о прошлом», запоминают больше деталей и могут воспроизводить воспоминания с более раннего возраста.
Роль языка и природы памяти
- Некоторые эксперты считают, что младенцы не могут формировать осознанные воспоминания из-за отсутствия развитого языка: способность выразить события словами помогает зафиксировать их в памяти.
- Однако против этой гипотезы выступает тот факт, что феномен инфантильной амнезии наблюдается и у животных, не обладающих языком.
- Память человека не устроена как компьютерная база данных, — отмечают ученые. Воспоминания хранятся в виде сложной сети нейронных связей, и каждый раз, когда мы обращаемся к ним, они немного изменяются: например, эксперименты показывали, что некоторые люди помнят события, которых не было, если их часто обсуждали в семье.
К примеру, французский психолог Жан Пиаже однажды осознал: его детское воспоминание о том, как няня спасла его от похищения, было ложным. Спустя годы женщина призналась Пиаже, что придумала эту историю, — а психолог искренне помнил случившееся, как будто это действительно произошло.
Что происходит с забытыми воспоминаниями?
Если ранние воспоминания действительно стираются, почему они все же продолжают влиять на психику?
- Предполагается, что детские впечатления становятся своеобразной основой для последующих воспоминаний. Подобно фундаменту здания, они невидимы, но формируют структуру будущего восприятия.
- Профессор Кристина Альберини считает, что именно этим «психическим фундаментом» объясняется связь между ранним детским опытом и взрослой личностью.
Например, дети, пережившие травматический опыт, могут не помнить детали событий, но их эмоциональная реакция и модели поведения будут отражать этот опыт.