Интересные правила «тахарата»! Как устроены физическая и духовная гигиена в Исламе

Принцип «чистоты» в исламе — это не только про физическую гигиену. Чистота — фундаментальная часть образа жизни мусульман. Она включает в себя ритуальные омовения и очищения, необходимые для молитв и других обрядов. При этом порой в исламе различают два состояния ритуальной нечистоты: малую (مُحْدَث – мухдас) и большую (جَنَابَة – джанаба), которые требуют разных видов очищения.

Основные принципы ритуальной чистоты в Исламе
В исламе изначально все считается ритуально чистым, если иное не указано в Коране или хадисах. Однако существуют вещества, которые всегда считаются нечистыми (نَجَاسَة – наджаса), — включая кровь, свинину, слюну собаки и алкоголь. Эти вещества следует избегать, а если одежда или посуда соприкоснулись с ними, предметы необходимо тщательно отмыть.
Ритуальная нечистота бывает двух видов:
- малая (мухдас) — возникает после дефекации, мочеиспускания, выхода газов, прикосновения к гениталиям или, согласно некоторым школам ислама, к лицу противоположного пола: при мухдасе запрещено совершать молитву, трогать Коран и обходить Каабу.
- большая (джанаба) — связана с половыми контактами, семяизвержением, менструацией и родами: в этом случае мусульманин не только не может молиться, но и читать Коран или поститься до полного очищения.
Виды ритуального очищения
Чтобы устранить ритуальную нечистоту, мусульмане совершают малое омовение (وُضُوء – вуду) и полное ритуальное очищение (غُسْل – гусль).

Вуду состоит из нескольких последовательных действий:
- намерение совершить очищение;
- трехкратное мытье рук;
- полоскание рта и носа;
- очищение лица;
- протирание бороды (если она есть);
- очищение рук до локтей;
- протирание головы и ушей;
- очищение ног до щиколоток;
- чтение свидетельства веры.
Если человек находится в состоянии джанаба, необходим гусль — полное омовение, включающее вуду, но дополненное обливанием всего тела водой.
- В суннитском исламе нечистота не передается при контакте с человеком, находящимся в состоянии ритуальной нечистоты.
- Однако в шиитском исламе существуют более строгие взгляды: например, некоторые эксперты считают, что пот менструирующей женщины может сделать мужчину ритуально нечистым.
Кроме того, в шиитской традиции немусульмане часто рассматриваются как источники ритуальной нечистоты.
Духовный аспект чистоты
Суфизм рассматривает тахарат не только как физическую, но и как духовную практику. Очистка тела символизирует очищение сердца от грехов.
Например, в трудах Аль-Газали и Абу Талиба аль-Макки ритуальная чистота сравнивается с моральной чистотой, а омовение интерпретируется как способ приближения к Богу.
Так, ритуальная чистота в исламе — это не просто религиозное предписание, а система, формирующая образ жизни мусульманина. Современные исследователи ислама нередко связывают правила тахарата с принципами гигиены и медицинскими знаниями. Однако для верующих тахарат — это прежде всего акт духовного послушания.