Как в США картина за 50 долларов оказалась работой Ван Гога за 15 млн долларов

Купленное за $50 на гаражной распродаже в Миннесоте, США, произведение искусства объявили утерянной работой именитого Винсента ван Гога. Так, западные эксперты подтвердили подлинность полотна, оценив его в миллионы долларов. Вот что интересно узнать!
Как в США картина за 50 долларов оказалась работой Ван Гога за 15 млн долларов
LMI Group International

В мире искусства порой случаются открытия, меняющие представления о великих мастерах. Так произошло с картиной под названием «Элимар» («Elimar»), которая впервые за 135 лет увидела свет. Лишь в 2025 году западные исследователи подтвердили: это подлинное произведение художника Винсента ван Гога. Он создал полотно в 1889 году во время пребывания в психиатрической клинике Сен-Реми.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Звездная ночь Винсента Ван Гога, которая, как полагают, была нарисована примерно в то же время, что и «Элимар» /
Звездная ночь Винсента Ван Гога, которая, как полагают, была нарисована примерно в то же время, что и «Элимар» /
Vincent van Gogh

Случайная находка за $50

Все началось в 2016 году, когда американский коллекционер антиквариата приобрел небольшую картину (45×40 см) на гаражной распродаже в Миннесоте. Позже мужчина продал ее компании LMI Group International, специализирующейся на атрибуции произведений искусства. Именно эта компания провела детальный анализ, который подтвердил авторство Винсента ван Гога.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Так, на картине именитого артиста — рыбак с белой бородой, курящий трубку и чинящий сеть.

В нижнем углу видна подпись Elimar – название, которое оказалось ключом к разгадке происхождения полотна.

Автопортрет Винсента Ван Гога /
Автопортрет Винсента Ван Гога /
Vincent van Gogh Foundation
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как эксперты доказали, что картина Винсента ван Гога?

Атрибуция произведений искусства – сложный процесс, требующий анализа множества факторов. В случае Elimar специалисты использовали:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  1. стилевой анализ: картина выполнена в технике, свойственной ван Гогу, хотя в ней меньше ярких мазков;
  2. ДНК-экспертизу: среди слоев краски нашли волос рыжего или каштанового цвета, как у ван Гога;
  3. химический анализ пигментов: краски совпали с теми, что использовал художник, — включая редкий пигмент PR-50, зарегистрированный в 1883 году;
  4. «канвас-тест»: плотность холста соответствовала стандартам конца XIX века.

К тому же почерк надписи Elimar совпал с известными образцами подписей ван Гога. Историк искусства Максвелл Андерсон, — главный операционный директор LMI Group, заявил западным журналистам, что на картине есть «явные признаки ловкого художника в игре».

Портрет Майкла Анкора Нильса Гайхеда /
Портрет Майкла Анкора Нильса Гайхеда /
Michael Ancher
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Связь с Гансом Христианом Андерсеном

Название картины Elimar тоже помогло экспертам.

  1. Elimar – это персонаж сказки Андерсена «Две баронессы»;
  2. Между тем Винсент ван Гог был большим поклонником писателя;
  3. Известно, что художник часто давал своим работам литературные названия, развивая символизм в картинах.

В 1889 году ван Гог находился в клинике Сен-Реми, куда попал после известного инцидента с отрезанным ухом. В то время он создал более 150 работ, среди которых были «переводы» чужих картин – переработка произведений других художников в своей манере.

Так, исследователи предполагают, что Elimar – это интерпретация картины датского художника Михаэля Анчера, связь с которым ван Гог мог наладить через жену Поля Гогена, датчанку Метте Софию Гоген.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Картина 1883 года ван Гога, изображающая рыбака на берегу /
Картина 1883 года ван Гога, изображающая рыбака на берегу /
Vincent van Gogh Foundation

При этом тема рыбаков часто появлялась в работах Винсента ван Гога. Художник уже обращался к этому сюжету в 1883 году, а в 1889 году, судя по всему, вернулся к нему, находясь в клинике.

  • «Анализ этой отличительной живописи дал свежую информацию о творчестве ван Гога, особенно в том, что касается его практики переосмысления работ других художников», — заключает Максвелл Андерсон.
  • «Это движущееся сходство воплощает в себе повторяющуюся тему ван Гога о искуплении, концепцию, часто обсуждаемой в его письмах и искусстве. Ван Гог создает форму духовного автопортрета, позволяя зрителям видеть художника, как он хотел, чтобы его запомнили».