Как в США картина за 50 долларов оказалась работой Ван Гога за 15 млн долларов
![Как в США картина за 50 долларов оказалась работой Ван Гога за 15 млн долларов Как в США картина за 50 долларов оказалась работой Ван Гога за 15 млн долларов](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/a8e/a8ee3928edd8107e7abcbf564757552e_ce_768x512x0x23_cropped_510x340.webp)
В мире искусства порой случаются открытия, меняющие представления о великих мастерах. Так произошло с картиной под названием «Элимар» («Elimar»), которая впервые за 135 лет увидела свет. Лишь в 2025 году западные исследователи подтвердили: это подлинное произведение художника Винсента ван Гога. Он создал полотно в 1889 году во время пребывания в психиатрической клинике Сен-Реми.
![Звездная ночь Винсента Ван Гога, которая, как полагают, была нарисована примерно в то же время, что и «Элимар» / Звездная ночь Винсента Ван Гога, которая, как полагают, была нарисована примерно в то же время, что и «Элимар» /](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/0b2/0b2c2243fbce477eed98b98a4d50fde9_cropped_510x404.webp)
Случайная находка за $50
Все началось в 2016 году, когда американский коллекционер антиквариата приобрел небольшую картину (45×40 см) на гаражной распродаже в Миннесоте. Позже мужчина продал ее компании LMI Group International, специализирующейся на атрибуции произведений искусства. Именно эта компания провела детальный анализ, который подтвердил авторство Винсента ван Гога.
Так, на картине именитого артиста — рыбак с белой бородой, курящий трубку и чинящий сеть.
В нижнем углу видна подпись Elimar – название, которое оказалось ключом к разгадке происхождения полотна.
![Автопортрет Винсента Ван Гога / Автопортрет Винсента Ван Гога /](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/008/0083f54b68fe4c32bf022340980e6f29_cropped_510x620.webp)
Как эксперты доказали, что картина Винсента ван Гога?
Атрибуция произведений искусства – сложный процесс, требующий анализа множества факторов. В случае Elimar специалисты использовали:
- ✔ стилевой анализ: картина выполнена в технике, свойственной ван Гогу, хотя в ней меньше ярких мазков;
- ✔ ДНК-экспертизу: среди слоев краски нашли волос рыжего или каштанового цвета, как у ван Гога;
- ✔химический анализ пигментов: краски совпали с теми, что использовал художник, — включая редкий пигмент PR-50, зарегистрированный в 1883 году;
- ✔ «канвас-тест»: плотность холста соответствовала стандартам конца XIX века.
К тому же почерк надписи Elimar совпал с известными образцами подписей ван Гога. Историк искусства Максвелл Андерсон, — главный операционный директор LMI Group, заявил западным журналистам, что на картине есть «явные признаки ловкого художника в игре».
![Портрет Майкла Анкора Нильса Гайхеда / Портрет Майкла Анкора Нильса Гайхеда /](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/a62/a627f9a71c055c9ed9f7ed12f72d203f_cropped_510x551.webp)
Связь с Гансом Христианом Андерсеном
Название картины Elimar тоже помогло экспертам.
- Elimar – это персонаж сказки Андерсена «Две баронессы»;
- Между тем Винсент ван Гог был большим поклонником писателя;
- Известно, что художник часто давал своим работам литературные названия, развивая символизм в картинах.
В 1889 году ван Гог находился в клинике Сен-Реми, куда попал после известного инцидента с отрезанным ухом. В то время он создал более 150 работ, среди которых были «переводы» чужих картин – переработка произведений других художников в своей манере.
Так, исследователи предполагают, что Elimar – это интерпретация картины датского художника Михаэля Анчера, связь с которым ван Гог мог наладить через жену Поля Гогена, датчанку Метте Софию Гоген.
![Картина 1883 года ван Гога, изображающая рыбака на берегу / Картина 1883 года ван Гога, изображающая рыбака на берегу /](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/e81/e816ac64769d5965ef35600ef2d05938_cropped_510x793.webp)
При этом тема рыбаков часто появлялась в работах Винсента ван Гога. Художник уже обращался к этому сюжету в 1883 году, а в 1889 году, судя по всему, вернулся к нему, находясь в клинике.
- «Анализ этой отличительной живописи дал свежую информацию о творчестве ван Гога, особенно в том, что касается его практики переосмысления работ других художников», — заключает Максвелл Андерсон.
- «Это движущееся сходство воплощает в себе повторяющуюся тему ван Гога о искуплении, концепцию, часто обсуждаемой в его письмах и искусстве. Ван Гог создает форму духовного автопортрета, позволяя зрителям видеть художника, как он хотел, чтобы его запомнили».