Нейронаука в фотографии! Как психология внимания формирует ваше мнение о снимках: факты и лайфхаки

Почему одни фотографии мгновенно привлекают наше внимание, а другие остаются незамеченными? Исследования нейробиологии визуального восприятия показывают: мозг человека реагирует на определенные элементы изображения — контраст, симметрию и неожиданные визуальные эффекты. Понимание именно этих принципов помогает фотографам создавать более выразительные снимки.
Нейронаука в фотографии! Как психология внимания формирует ваше мнение о снимках: факты и лайфхаки
Unsplash

Зрение человека не просто фиксирует окружающую среду: наши глаза активно фильтруют информацию, выделяя наиболее значимые детали. Один из ключевых принципов работы визуальной системы — выявление контраста. Так, исследования показывают, что зоны мозга, отвечающие за обработку изображений, реагируют сильнее на участки сцены, где меняются свет и цвет (Gershoni & Kobayashi, 2006; Lu et al., 2015). И вот как, обладая этой информацией, визуальные артисты могут улучшить свою технику!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Unsplash

Как мозг выбирает, на что смотреть

Зоны мозга, отвечающие за обработку изображений, больше всего обращают внимание именно на сцены, где меняются свет и цвет: вот почему снимки с четко выраженными тенями и яркими бликами кажутся нам более выразительными.

  1. Мозг человека стремится находить всевозможные закономерности в окружающем мире: симметричные лица и сцены воспринимаются как более эстетичные.
  2. Однако интересные фотографии могут также играть на противоположном эффекте, нарушая симметрию или создавая неожиданные перспективы.
  3. Так, феномен «сжатия перспективы» — пример того, как фотография может изменить восприятие пространства. Выверенные визуальные несоответствия вызывают интерес и заставляет нас анализировать изображение более внимательно.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С точки зрения мозга субъект и его отношение к другим частям изображения ясны и легко поняты именно за счет хорошего контраста. Именно по этой причине изображения с приглушенным контрастом, — например, в режиме HDR, — могут восприниматься как «неестественные», ведь они нарушают привычную работу мозга по выделению объектов. Подобные HDR-изображения искажают естественный контраст в сцене, к чему привык мозг.

Важность контраста начинается рано в развитии человека, поскольку новорожденные дети в значительной степени полагаются на контраст, чтобы определить, где лицо, а где остальное.
Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Фотография и память: почему снимки не совпадают с нашими воспоминаниями

Воспоминания человека о той или иной сцене/моменте могут не совпадать с тем, что запечатлено на фото: одна из причин — селективное (выборочное) внимание.

  • Во время наблюдения за восходом солнца наш мозг фокусируется на самых ярких и контрастных деталях, например, насыщенных цветах неба, — игнорируя менее привлекательные элементы, например, объекты на переднем плане (голуби, мусор и т.д.).
  • Затем, когда вы позже будете листать галлерею с фотографиями, несоответствие между реальными впечатлениями и изображением может вызвать ощущение разочарования. При этом исследования показывали, что сам процесс фотографирования может ослаблять нашу способность запоминать события.
Как использовать нейробиологию для создания лучших фотографий

Фотографы могут использовать симметрию, контраст и селективное внимание, в том числе пытаясь нарушить ожидания зрителя и нарушить принципы работы человеческого мозга.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Adam Brockett
  1. Простой пример: если рассмотреть изображение Мемориала Линкольна, Вашингтонского памятника и Капитолия на фото выше, часть того, что делает его таким уникальным, — это непривычность видеть три структуры так близко друг к другу.
  2. Любой американец, который стоял на ступеньках Мемориала Линкольна или смотрел карту национального торгового центра, знает, что между Линкольном и Капитолием есть довольно много места (примерно 4-5км).
  3. Визуальная интрига в сцене вызвана использованием явления, известного как сжатие или что происходит, когда фон и объекты кажутся ближе/больше, чем на самом деле (достигается за счет телеобъектива).

Подобные эффекты — примеры того, когда прогнозирование мозга о реальности противоречит содержанию фотографии. Визуальное несоответствие — тоже контраст, который часто заслуживает дальнейшего исследования глазами и визуальными центрами нашего мозга. Ошибки между тем, что ожидается, и тем, что наблюдается (также известные как ошибки прогнозирования) имеют тенденцию быть более запоминающимися, — пишут западные эксперты.