Упадок — двигатель искусства? Вот почему пора хоронить мифы о «плохом декадансе»!

Идея культурного упадка – от Римской империи до современного Запада – продолжает вдохновлять художников, писателей и философов. Но действительно ли декаданс разрушает цивилизации, или он является источником культурного возрождения? Рассуждает западный колумнист Джонатан Джонс, который входил в состав жюри премии Тернера 2009 года.
Упадок — двигатель искусства? Вот почему пора хоронить мифы о «плохом декадансе»!
Unsplash

В западной культуре идея декаданса давно воспринимается как сигнал тревоги. «Западная цивилизация разрушает себя собственной декадентской природой», — писал Daily Telegraph в 2024 году. Сам образ упадка находит отражение как в политических анализах, так и в популярной культуре. Однако не является ли такие категоризации и представление лишь удобным клише? Так, на протяжении веков декаданс связывали с «болезнями общества» и его моральным разложением.

От Римской империи с ее оргиями до современных манифестов о «замедлении» культуры — концепт «декаданса» неизменно рассматривается как признак грядущей катастрофы.
Фрагмент из картины Томаса Кутюра «Римляне в их упадке»/
Фрагмент из картины Томаса Кутюра «Римляне в их упадке»/
Peter Horree/Alamy
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Древний Рим: пример упадка или культурной стабильности?

Римская империя — даже в XXI веке символ декаданса, особенно благодаря искусству.

В полотне Томаса Кутюра «Римляне во время декаданса» (1847) изображены сцены оргий, контрастирующие с строгими линиями классических колонн: этот образ повторяется и в фильмах, например, Гладиатор II, где Рим предстает в образе «развращённой» цивилизации.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако реальность сложнее, — пишет западный колумнист Джонатан Джонс, который входил в состав жюри премии Тернера 2009 года.

Для римлян идея стабильности и гармонии считалась высшей культурной ценностью. Классический стиль был настолько совершенен, что его отсутствие инноваций воспринималось как признак стабильности, а не упадка. Даже в предмодерновых цивилизациях идея времени часто рассматривалась как цикличная, а не как движение вперед. Но восприятие вещей никогда не остается однообразным.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Декаданс как сила модернизма

В XIX веке европейские художники и писатели начали осознанно использовать идею декаданса как способ порвать с традициями. Французские поэты, — Бодлер и Малларме, — открыто приняли декадентский стиль и создавали новые формы искусства, которые отражали хаотичную и непредсказуемую природу современности.

«Обед на траве» Эдуарда Мане /
«Обед на траве» Эдуарда Мане /
Fine Art/Corbis/Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Роман Жориса-Карла Гюисманса «Наоборот» стал манифестом декаданса: еЕго герой, стремясь уйти от реальности, инкрустирует черепаху драгоценными камнями, что приводит к гибели животного. Этот роман оказал огромное влияние на Оскара Уайльда, чьи работы стали уже исторически известным символом декадентской эстетики в Британии.

Так, почти 2 тысячи лет культура так или иначе была движима идеей разрушения и эстетикой ужасного.

Современность: декаданс или эволюция?

В XXI веке критики утверждают, что западная культура переживает «замедление». По мнению писателя Мишеля Уэльбека, культурные инновации сегодня уступают темпу 1960-х. Однако стоит ли считать это кризисом? — спрашивает Джонатан Джонс.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Взглянем на примеры из кино. Сравнивая оригинальный Носферату 1922 года с его современными версиями, можно заметить, что технический прогресс и визуальная эстетика продолжают развиваться. Да, визуальное искусство частично повторяет идеи Дюшана, но это не свидетельство упадка, а скорее поиск новых форм выражения в рамках проверенных канонов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • «Но действительно ли в культуре XXI века наблюдается резкий упадок и замедление? Чтобы остановиться на использовании кино Уэльбеком в качестве примера, я недавно пересмотрел фильм 2004 года "Ван Хельсинг" после просмотра нового ремейка "Носферату", и если их воспринимать как симптомы культурного здоровья, вам придется сказать, что цивилизация значительно улучшилась. за последние два десятилетия Носферату гораздо больше верит в киноискусство. С другой стороны, оба значительно уступают оригинальному "Носферату" Ф.В. Мурнау, поэтому предположительно цивилизация Германии, когда он был выпущен в 1922 году, была намного выше нашей. Но подождите, разве это не была декадентская Веймарская республика, где люди возились друг с другом, пока горела демократия?», — пишет Джонс.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Мишель Уэльбек в 2019 году /
Мишель Уэльбек в 2019 году /
Miguel Medina/AFP/Getty Images
Декаданс как источник вдохновения

Критики декаданса упускают из виду, что именно он часто становится движущей силой культурных изменений. Французская декадентская литература породила золотой век искусства, а эпоха упадка Веймара стала почвой для экспрессионизма во всех видах искусства.

Сегодня, рассматривая произведения Уэльбека, можно увидеть, как тексты философфа балансируют между признанием декаданса и использованием его эстетики. Это двойственное отношение показывает, что декаданс — это не конец культуры, а ее эволюция, — продолжает Джонатан Джонс.

  • Вопреки популярным мифам, декаданс никогда не разрушал цивилизаций, — заключает колумнист: «Если декаданс — это признак современности, то пусть мы будем декадентами».

Напротив, это явление часто служило катализатором социальных и культурных изменений. Искусство, литература и музыка последних 150 лет демонстрируют, что декаданс может быть источником инноваций и творческого возрождения. Именно в подобной противоречивой и яркой эстетике рождаются величайшие шедевры.