Юсуф Карш: как армянский фотограф из Турции сделал лучшие фото Черчилля, Хэмингуэя и Кастро
Юсуф Карш родился 23 декабря 1908 года в Мардине, Османская империя (ныне территория Турции), в период армянского геноцида. В 1922 году его семья бежала в Сирию, а через два года Карш попал в Канаду к своему дяде. Именно он, фотограф Джордж Накша, стал наставником для гения Карша. В студии родственника юный Юсуф впервые познакомился с основами фотографии и начал формировать свой творческий стиль, — что спустя годы привело к поистине исторической и звездной карьере.
Знаменитый фотограф из США: Юсуф Карш
После студии своего дяди Юсуф Карш с 1928 по 1931 год учился у Джона Гаро, известного портретного фотографа в Бостоне, США, где освоил технику искусственного освещения и рисования светом. Вернувшись в Канаду, он открыл студию в Оттаве и постепенно начал завоевывать популярность, а также пополнять свое портфолио главными мировыми личностями.
При этом ключевым моментом в карьере Карша стала фотография встречи президента США Франклина Рузвельта и премьер-министра Канады Уильяма Маккензи Кинга в 1936 году, после чего Карш стал официальным фотографом канадского правительства.
Стиль и техника Юсуфа Карша
Юсуф Карш использовал крупноформатные камеры, — Calumet и Linhof, — которые обеспечивали невероятную детализацию снимков. Для освещения он комбинировал естественный свет с искусственными источниками, создавая свой фирменный эффект освещения.
Эксперты отмечали: Карш выделялся благодаря своей способности использовать свет и тень для создания драматичных, выразительных образов.
- 1. Техника кьяроскуро
Контраст света и тени, который происходит из живописи и придает фотографическим портретам глубину и театральность.
- 2. Эмоциональная связь с героями
Карш умел создать комфортную атмосферу для съемки, позволяя своим моделям раскрываться эмоционально.
«Я прибыл в Гавану 26 июля 1971 года, в национальный праздник Кубы, как раз вовремя, чтобы услышать, как этот харизматичный оратор обращался к тысячам людей с воодушевляющим одобрением преимуществ революции. Для Кастро это была короткая речь — два с половиной часа вместо обычных шести. В течение следующих трех дней моей спутницей и гидом была Селия Санчес, жилистая и энергичная госсекретарь Кубы. Из трех мест, предложенных госпожой Санчес для фотосъемки, я выбрал простую церемониальную комнату, ее строгие стены и книжные полки напоминали казарму, которая оказалась любимым кабинетом Кастро», — вспоминал фотограф.
- 3. Идеальная поза
Специалисты в фотографии многажды писали, как Карш тщательно продумывал композицию, создавая эффект объема и динамики в каждом снимке.
- 4. Ручная ретушь
В эпоху до цифровой обработки Карш использовал техники затемнения и осветления пленочных снимков, чтобы добиться идеального результата.
Звездные моменты карьеры
Среди тысяч портретов, созданных Каршем, особое место занимает снимок Уинстона Черчилля 1941 года, известный как «Рычащий лев». Эта фотография, запечатлевшая решимость британского лидера, принесла Каршу мировую славу.
- Фотограф вспоминал: «Мой портрет Уинстона Черчилля 1941 года изменил мою жизнь. После того, как я сделал его, я понял, что это важный снимок, но вряд ли мог мечтать, что он станет одним из наиболее широко воспроизводимых изображений в истории фотографии. В 1941 году Черчилль посетил сначала Вашингтон, а затем Оттаву. Премьер-министр Канады Маккензи Кинг пригласил меня: после волнующей речи я ждал в зале спикера, где накануне вечером установил освещение и камеру. Премьер-министр, рука об руку с Черчиллем и его свитой, зашел в комнату. Я включил прожекторы. Удивленный Черчилль прорычал: "Что это, что это?". Никто не осмелился объяснить, а я робко шагнул вперед и сказал: "Сэр, я надеюсь, что мне посчастливится сделать портрет, достойный этого исторического события". Черчилль взглянул на меня и спросил: "Почему мне не сказали?". Его окружение начало смеяться, что мне не помогало. Черчилль закурил новую сигару, с озорным видом затянулся ею, а затем великодушно уступил. Я вернулся к камере и убедился, что технически все в порядке. Я ждал; Черчилль продолжал энергично жевать сигару. Я ждал. Затем я подошел к нему и, не преднамеренно, но очень почтительно, сказал: "Простите меня, сэр", — и выдернул сигару изо рта. К тому времени, когда я вернулся к камере, он выглядел настолько воинственно, что мог бы меня сожрать. Именно в этот момент я сделал фотографию».
Работы Юсуфа Карша включают портреты ученого Альберта Эйнштейна, актрисы Одри Хепберн, писателя Эрнеста Хемингуэя и многих других. Так, Карш опубликовал несколько альбомов, включая Faces of Destiny (1946) и Portraits of Greatness (1959), которые до сих пор считаются эталоном портретной фотографии.
Карш завершил карьеру в 1992 году, но его влияние на портретную фотографию осталось неизменным: именно снимки Карша вдохновили фотографов Энни Лейбовиц и Ирвинг Пенн на поиски выразительности и аутентичности.
Юсуф Карш не просто фотографировал, он создавал образы, которые передавали дух времени и глубину личности, — писали эксперты.