Как ИИ влияет на «метакогнитивную лень» и изменит людей в будущем? Ответ эксперта
Развитие больших языковых моделей (LLM) и искусственного интелекта радикально меняет образовательные практики. ИИ открывает новые возможности для студентов и преподавателей, однако, несмотря на эффективность, исследования уже предсказывают смутное будущее, — считает Джон Носта, всемирно признанный мыслитель и основатель NostaLab, инновационного аналитического центра на стыке технологий, науки и медицины.
Чем опасен ИИ и что такое когнитивная «разгрузка»
- Популярные в 2020-х годах LLM, — например, ИИ ChatGPT,- создавали для усиления человеческого интеллекта. Очевидно, они упрощают выполнение рутинных задач, помогают преодолеть языковые барьеры и предлагают персонализированные учебные стратегии.
- Между тем опубликованное в British Journal of Educational Technology исследование показало: студенты, активно использующие ChatGPT, демонстрировали лучшие результаты в краткосрочных задачах, например, при написании эссе.
- Авторы работы отмечают, что такие LLM особенно полезны при четко определенных целях, где структура и эффективность ИИ превосходят даже помощь экспертов.
С другой стороны, то же исследование выявило феномен «метакогнитивной лени» — склонности учащихся перекладывать когнитивные задачи на ИИ. Например, вместо самостоятельной оценки своей работы студенты чаще обращались за повторной проверкой к ChatGPT, снижая свою способность к планированию, мониторингу и рефлексии, — отмечает Джон Носта.
Гибридный интеллект: синергия человека и ИИ
Западные ученые подчеркивают важность создания баланса между использованием ИИ и сохранением человеческого когнитивного участия.
Так, гибридный интеллект — это симбиоз, при котором ИИ дополняет способности человека, но не заменяет их. Для достижения этого баланса преподаватели играют ключевую роль, ведь именно они смогут создавать необходимые задачи, которые будут стимулировать активное обучение.
Например, использование ИИ может сопровождаться рефлексивными упражнениями: студенты могут анализировать и сравнивать ответы ИИ со своими собственными. Это поможет сохранить активность мышления и развивать критическое восприятие, — пишет Джон Носта.
Будущее образования: интеграция ИИ и человеческого интеллекта
Исследования также показывали, что использование LLM не улучшает способности студентов применять знания в новых контекстах. Ученые сообщали, что необходимо пересмотреть развитие навыков переноса знаний в будущем, которые являются основой для обучения на протяжении всей жизни.
Так, чтобы компенсировать недостатки, следует разрабатывать стратегии, сочетающие преимущества ИИ с методами, направленными на углубление аналитического и рефлексивного мышления, — подчеркивает Джон Носта.
Хотя риски «метакогнитивной лени» реальны, они дают уникальную возможность переосмыслить роль ИИ в образовании. Потенциал генеративного ИИ огромен: от устранения барьеров до персонализации обучения, — однако для того чтобы использовать эти инструменты эффективно, интеграция должна быть тщательно продумана.