Как в соборе Святого Маврикия впервые сфотографировали скрытые фрески Средневековья

Скрытые от глаз общественности под слоями белой краски на протяжении столетий, средневековые фрески собора в городе Анже, Франция, стали доступны широкой публике лишь в 2024 году. Уникальный проект западных исследователей завершился созданием первых полноцветных изображений, чья история столетиями оставалась в тайне.
Как в соборе Святого Маврикия впервые сфотографировали скрытые фрески Средневековья
Paul Binski

Средневековые фрески — окна в прошлое, через которые можно увидеть не только художественное мастерство, но и историю эпохи. Так, в соборе в городе Анже во Франции, скрывались уникальные росписи XIII века, изображающие жизнь и чудеса святого Мориля. Долгие десятилетия работы специалистов позволили не только открыть фрески, но и создать первые полноцветные изображения, которые теперь доступны всему миру.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Интерьер собора Анже, где в 1980 году впервые обнаружили фрески XIII века/
Интерьер собора Анже, где в 1980 году впервые обнаружили фрески XIII века/
Paul Binski

Как нашли фрески в соборе Святого Маврикия

Фрески в соборе города Анже впервые нашла в 1980 году группа экспертов-консерваторов под руководством Робера Бодуэна из Лаборатории исторических памятников Франции.

Однако первоначальное состояние произведений религиозного искусства было скрыто под слоями белой краски, которую нанесли в XV веке для защиты от повреждений и иконоборцев.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Часть фрески, изображающая въезд в город Анже /
Часть фрески, изображающая въезд в город Анже /
Lucy Wrapson and Chris Titmus/Hamilton Kerr Institute/University of Cambridge
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1984 году западные специалисты начались работы по восстановлению фресок, которые продолжались вплоть до 1990-х годов. Так, ученые постепенно раскрывали все больше деталей и установили, что росписи в соборе рассказывают историю святого Мориля, — пятого епископа собора.

Реставраторы в узком подвале осматривают фрески собора Святого Маврикия /
Реставраторы в узком подвале осматривают фрески собора Святого Маврикия /
Paul Binski
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  1. Святой Мориль, согласно преданию, потерял церковные ключи, которые позже нашлись в рыбе, поданной на королевскем пире во Франции.
  2. Так, апокриф символизирует искупление и чудо, а также включает эпизод воскрешения мальчика, который стал святым Рене.
  3. Несмотря на то, что современные историки считают легенду о святом Рене вымышленной, она оставалась важной частью религиозной культуры региона Анже.
Окно — часть августинского фундамента собора Анже /
Окно — часть августинского фундамента собора Анже /
Paul Binski
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Технологии и сложности работы в соборе

Росписи, датируемые около 1270 года, оказались в прекрасном состоянии благодаря столетиям изоляции за барочными стенами. Тем не менее, их съемка была сложной задачей из-за узкого пространства и плохого освещения, — отметили ученые.

Ранняя иллюстрация архитектуры и интерьера собора Анже в восточной части /
Ранняя иллюстрация архитектуры и интерьера собора Анже в восточной части /
Bibliothèque nationale de France

Однако консерваторы из Кембриджского университета под руководством Криса Титмуса, США, сделали более 8 000 снимков, которые затем пересобрали в полноцветные изображения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Этот процесс занял несколько лет, так как автоматические программы не справлялись с искажениями, вызванными сложными условиями съемки.

Часть фрески, изображающая путешествие святого Мориля через Ла-Манш и его покаяние в королевском дворце /
Часть фрески, изображающая путешествие святого Мориля через Ла-Манш и его покаяние в королевском дворце /
Lucy Wrapson and Chris Titmus/Hamilton Kerr Institute/University of Cambridge

Результат превзошел все ожидания: изображения и фрески оказались ярким свидетельством мастерства средневековых художников. Отмечается, что росписи выполнены не в технике фрески, а с использованием масляных красок, что делает их особенно ценными для изучения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фреска Святой Веры в соборе Анже /
Фреска Святой Веры в соборе Анже /
Paul Binski

Эксперты также отметили сходство между росписями собора Святого Маврикия и аналогичными изображениями в Вестминстерском аббатстве в Лондоне, Англия. Предполагается, что некогда между регионами были установлены культурные связи и обмен художественными традициями.

В 2025 году уникальные росписи стали доступны не только специалистам, но и широкой публике.