«Гой еси», поклоны до земли и вежество богатырей: каким был этикет русского Средневековья

Считается, что первым, кто взялся за «воспитание» народа в России, был Петр I, а до него русские якобы вели себя за столом и в быту далеко не лучшим образом. Иностранный путешественник и дипломат Яков Ретенфельс, посетивший Россию в середине XVII века, писал, что у русских не было никакой вежливости и изысканности в поведении. Он утверждал, что даже на торжественных мероприятиях они не считали неприличным грубо разговаривать, икать, рыгать и совершать еще более непристойные действия, которые нельзя было и представить.
«Гой еси», поклоны до земли и вежество богатырей: каким был этикет русского Средневековья
Художник Карл Кольман

Это мнение явно является предвзятым и было опубликовано с целью создать в глазах европейцев образ варваров. Что же на самом деле происходило в то время? Попробуем разобраться с помощью книги «Средневековье на Руси», вышедшей в издательстве МИФ.

widget-interest

«Средневековье на Руси», издательство МИФ

Богатырское вежество

В русских былинах богатыри выделяются своим «вежеством». Например, Добрыня Никитич соблюдает все необходимые обряды и поклоняется с должным уважением. Напротив, отрицательные персонажи игнорируют эти традиции, показывая неуважение к окружающим. Так, Тугарин Змеевич в былине пьет и ест неумеренно, совершая поступки, за которые его осуждают.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На самом деле, уже в X-XI веках на Руси появлялись поучительные тексты, которые были направлены на воспитание нравственности и правильного поведения. Цель таких текстов заключалась в том, чтобы научить человека достойно вести себя и, благодаря своим благопристойным поступкам, достичь Царствия Божия. В этих произведениях рисовался идеальный образ смиренного, умного человека, который проявляет уважение ко всем, ведет себя скромно и молчаливо, и сосредоточен на богословских размышлениях. Считалось, что люди, которые много говорят или смеются, не могут быть по-настоящему умными.

Тем не менее, эта идеализация не всегда совпадает с реальной картиной. На описанных в былинах княжеских пирах герои часто хвастают своими достижениями, силой и богатством. Такое поведение, вероятно, отражает стремление поднять в глазах других свой социальный статус. Исключениями здесь являются богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович — не склонные хвалиться, при этом действительно совершающие подвиги и доблестные поступки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Жизнь и быт на Руси
Художник Карл Кольман, 1817

«Гой еси»

Что касается повседневного этикета, то из-за недостатка информации о нем, многие аспекты так и остаются малоизученными. Например, распространенное приветствие «гой еси» имело множество трактовок. «Еси» — это устаревшая форма глагола «быть» (во 2-м лице, ед. числе), а вот значение первого слова остается спорным.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Некоторые исследователи связывают его с хазарским словом, обозначавшим христиан. Другие находят корни в слове «гоило», а поскольку это древнеславянское название фаллоса, фраза становится хулиганской и грубой. В словарях же она появилась в 1704 году, где указывалось, что «гой толкуется общо — как призыв в обращении к кому-либо». В любом случае, это обращение по своему звучанию близко к современному «Эй, ты!», но со временем приобрело значение вежливого приветствия.

Лингвист Владимир Колесов утверждает, что на Руси славяне использовали такие формы приветствий, как «здорово» или «здравствуй», что означало пожелание здоровья. Однако историк Вадим Долгов считает, что такие формы приветствий стали употребляться лишь с XVI века, и в этот период «здороваться» означало поздравлять или произносить здравицу в честь кого-либо.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Интересный пример — текст XIII столетия, «Сказание отца нашего Агапия». В нем Агапий несколько раз встречает людей на пути и каждое приветствие сопровождается пожеланием «добрый путь». Это выражение скорее подходило бы для прощания, но, похоже, оно использовалось путниками при встречах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Этикет на Руси
Художник Карл Кольман, 1817
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Поклоны и поцелуи

В целом, из древних текстов видно, что русские люди не всегда знали или использовали стандартные формы приветствия, а начинали разговор сразу. Однако в «Повести о Еруслане Лазаревиче», написанной в начале XVII века, можно встретить более сложные формы приветствий (например «многолетное здравие»), которые сопровождались поклонением.

Со временем формальные ритуалы стали важной частью культуры, особенно поклоны. Существовало несколько типов поклонов: обычный поклон, когда человек слегка наклонял голову и верхнюю часть туловища, и более глубокие поклоны — «земной» и «битье челом», которые использовались в торжественных случаях и показывали особое уважение.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Рафаэль Барберини, итальянский аристократ, писал в своем дневнике:

«Народ этот, в обращении, чрезвычайно как церемонен; встретясь на улице, хотя бы шли за делом, тотчас снимают шапки и в несколько приемов кланяются друг другу, строжайше соблюдая, чтоб отдать поклон за поклон, да и снова поклониться, делая знак головой и рукою, что это для них безделица. Здесь разумеется о равных между собою; потому что, если кто стоит выше другого, всячески старается не прежде того снять шапку... Имеют еще обыкновение при встрече, если долгое время не видались, целоваться».

Однако поцелуи — ритуал совершенно другого характера.