Друг капитана или ценный товар: для чего пираты держали попугаев на корабле

Говорящего попугая принято связывать с образом пирата: по крайне мере, таким он представал перед публикой в книгах, фильмах, сериалах и многочисленных произведениях масс-культуры. Стереотип об экзотических птицах на пиратских кораблях стал активно распространяться в произведениях художественной литературы, начиная с XIX века. Пример тому — роман шотландского писателя Роберта Стивенсона «Остров сокровищ», где пирата Джона Сильвера сопровождает попугай по кличке Капитан Флинт.
Друг капитана или ценный товар: для чего пираты держали попугаев на корабле
N.C. Wyeth, 1920 / benersonlittle.com

Как отмечают исследователи, ассоциировать пиратов с попугаями не совсем верно. И все же с этим стереотипом связаны некоторые реальные представления о «золотом веке пиратства», длившемся с середины 1600-х до 1730-х годов. На самом деле, попугаи не становились постоянными компаньонами пиратов, в отличие от тех же кошек, которые помогали избавляться от грызунов на судне. Но диковинные птицы из Нового Света все же могли присуствовать на пиратском корабле, правда, в прагматических целях: их рассматривали как ценнейший товар для продажи.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Попугай на плече пирата: миф или исторический факт

Эпоха Великих географических открытий, как известно, привела не только к «буму» научных исследований, но и к развитию торговли: через океан перевозились деньги, драгоценности, специи, табак и даже рабочая сила в лице рабов. Однако существующие на тот момент морские пути нельзя было назвать безопасными, а потому путешествия, связанные с экспортом заморских продуктов и товаров, нередко заканчивались ограблением или потоплением мирных судов пиратами. Нападения на корабли с продовольствием приносили разбойникам возможность заниматься контрабандой, продавая награбленное.

Как ни странно, прибыльным товаром для пирата становились не только драгоценности, но и необычные животные, пойманные в Америке, Мексике и на Карибских островах. Спрос на таких зверей был особенно высок в Европе: аристократические дома готовы были платить хорошие деньги, чтобы получить в качестве домашнего питомца говорливую разноцветную птичку или забавную мартышку. Торговать экзотической живностью было опасным занятием, но все же пиратам удавалось заключать выгодные сделки на птичьих базарах. В Лондоне, например, одной из таких точек долгое время был Леденгольский рынок.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
картина: захват корабля пиратами
Картина 1718 года, изображающая битву между пиратом Чёрной Бородой и лейтенантом Мейнардом в заливе Окракок
WikiCommons

В 1676 году английский исследователь и мореплаватель Уильям Дампир описывал в своем дневнике попугаев с красным и желтым окрасом, замеченных им на Карибском побережье Мексики: «Они очень мило щебечут, и едва ли найдется человек, который не взял бы на борт парочку».

В конце XVII века среди богатых людей распространилась практика заказывать собственные портреты с попугаями. Стоили картины очень дорого, впрочем как и изображенные на них птицы. Нередко попугаев представители элиты получали в подарок от видных мореплавателей. Считается, что сам Христофор Колумб как то раз лично привез редких кубинских амазонских попугаев королеве Изабелле I Кастильской.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
картина: мужчина с попугаем на цепочке
Мужчина с попугаем на цепочке
Nicolas Bonnart, 1687, Paris / benersonlittle.com
Попугаи были особенно желанной добычей для мелких пиратских экипажей, которым не хватало оружия и людей для нападения на крупные торговые суда.

По большому счету, ловлей попугаев занимались как королевские моряки, так и пираты, которые считались преступниками и числились в розыске. Так или иначе, обе стороны делали это не слишком гуманно. Мореплаватели заметили, что попугаи — социальные птицы, а потому быстро нашли способ обернуть их инстинкты в свою пользу. В этом деле важнее всего было поймать первую особь: когда она оказывалась в руках, ее начинали пощипывать, дожидаясь крика. Вскоре на зов о помощи прилетали сородичи, закономерно попадая в ловушку. На борту корабля строились клетки, куда и помещались птицы для безопасного отправления домой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Несмотря на то, что большинство попугаев (чаще всего рода ара) продавались по прибытии в порт, пираты иногда оставляли птиц, отличавшихся умом и общительностью, у себя. Они легко переносили длительные маршруты, не нуждались в дорогих запасах пропитания, в отличие от тех же обезьян, кошек и собак, развлекали экипаж разговорами, а заодно выгодно подчеркивали высокий статус капитана, сидя у него на плече. Кроме того, сушеные фрукты, семена, орехи, которыми кормили птиц, могли довольно долго храниться на борту.

И все же содержание попугая на пиратском корабле было скорее исключением из правил, чем традицией.