Операция «Юг»: как в СССР людей массово и насильственно депортировали из Молдовы в Сибирь
На протяжении истории человечества массовые депортации в разных странах были не только инструментом репрессий, но и способом уничтожения социальной, культурной и национальной идентичности. Так, власть СССР, закрепилась в Бессарабии после присоединения региона в 1940 году, а затем приступила к систематическому подавлению политических, социальных и национальных оппонентов. Первая волна депортаций началась в ночь с 12 на 13 июня 1941 года и охватила тысячи семей, которых подозревали в «антисоветской деятельности». Женщин, детей и стариков отправили в невыносимых условиях в отдалённые регионы Сибири и Казахстана, — где многие погибли. Вот как это произошло.
Депортации в СССР: пример Молдовы
Организацию депортаций поручили НКВД СССР: координацию всех мероприятий в Бессарабии возглавил генерал Серго Гоглидзе.
В мае 1941 года именно Гоглидзе направил доклад Сталину, в котором утверждал, что в регионе нынешней Молдовы якобы были «антисоветские элементы», а по сути — помещики, жандармы, полицейские, а также участники политических партий, связанных с Румынией.
Так, на основании доклада возникло предложение переселить около 5 000 семей в отдалённые северные и восточные регионы СССР. Для реализации операции НКВД запросило 1 315 вагонов: ни о каких человеческих условиях и речи не шло.
Первая волна депортаций 1941 году
Черная страница истории Молдовы и депортация начались в 2:30 ночи 12 июня 1941 года. Сотрудники НКВД и вооруженные солдаты врывались в дома, давая жителям не более 15 минут на сборы. Каждому разрешалось взять только 10 килограммов личных вещей, — однако часто ценные вещи из багажа попадали в руки сотрудников НКВД. Затем депортируемых грузили в грузовики или повозки и отправляли на железнодорожные станции.
На станциях семьи разделяли: мужчин отправляли в трудовые лагеря ГУЛАГа, женщин с детьми и стариков — в Сибирь и Казахстан.
Путь в отдаленные регионы длился две-три недели на поезде, и условия были ужасающими: в вагонах для перевозки скота находилось по 70–100 человек, без воды, еды и элементарной санитарии. Согласно разным данным, в день одному молдавану выделяли лишь 200 граммов воды и якобы немного соленой рыбы, что, вероятно, усиливало жажду.
Болезни и антисанитария уносили жизни десятков людей на каждом этапе пути: выжившие свидетели позже рассказывали, как тела умерших выбрасывали прямо на поля вдоль железнодорожных путей.
Депортированные оказывались в трудовых лагерях или на работах в лесной промышленности, совхозах и артелях. За тяжёлый труд молдаване получали минимальные средства, которых едва хватало на выживание. Отмечалось, что женщины и дети трудились наравне с мужчинами, сталкиваясь с тяжелыми условиями жизни и отсутствием медицинской помощи.
По официальным данным, из Бессарабии тогда депортировали около 22 000 человек. Однако, согласно по другим источникам, число могло достигать 30 000. Многие из молдаван так и не вернулись, погибли в пути или в местах ссылок от голода, болезней и непосильного труда.
Вторая волна депортаций в 1949 году
- После Второй мировой Молдавская ССР оказалась в центре советских политических и социальных преобразований.
- Коллективизация, восстановление сельского хозяйства и «советизация» общества происходили на фоне экономического разорения из-за войны и суровых климатических условий (засухи в 1945 и 1946 годах).
- Советские власти, стремясь укрепить свою власть и искоренить любое сопротивление, инициировали массовые депортации — вновь под предлогом борьбы с «антисоветскими элементами».
6 февраля 1949 года Совет Министров СССР издал постановление о выселении определённых категорий граждан, включая бывших помещиков, крупных торговцев, «пособников» немецких оккупантов и их семьи.
Эти меры подкреплялись сложной логистической подготовкой: разделением территории республики на сектора, привлечением тысяч грузовиков для транспортировки депортируемых и мобилизацией партийных активистов и силовиков.
Новая волна депортации началась в ночь на 6 июля 1949 года. Более 30 000 оперативников, солдат и партийных активистов приняли участие в насильственном переселении молдован. В течение двух дней тысячи семей вновь вывезли из их домов, в основном в Казахстан, Сибирь и Коми АССР.
Так, известно о делах 12 860 семей, при этом около 1 500 семей смогли избежать депортации благодаря участию в колхозах, службе в Советской армии — или бегству. В
Всего за два дня из Молдовы выселили 11 293 семьи, что составило примерно 35 050 человек, среди которых более 11 000 — дети до 15 лет.
Историки отмечали: среди депортированных значительное число составляли свидетели Иеговы, которых советская власть считала «антисоветскими элементами». Их депортация была частью широкой кампании против религиозных меньшинств.
Последствия для региона и людей
Массовые депортации не только разрушили судьбы тысяч людей, но и нанесли глубокую травму всему молдавскому обществу. Смертность среди депортированных была невероятно высокой из-за суровых условий проживания и труда в отдаленных регионах СССР.
Культурные и социальные связи тысяч семей и десятков тысяч молдаван — разрушены. Многие депортированные так и не сумели вернуться на родину.
Экономика советской Молдавии также пострадала, ведь депортация затронула трудоспособное население. Однако пропаганда продолжала рисовать тогдашнюю Молдавию как «процветающий сад», подчеркивая успехи в сельском хозяйстве и интеграции региона в экономическую систему Союза.
Долгосрочные последствия
После смерти Сталина в 1953 году началась частичная реабилитация депортированных. Те, кто выжил, получили возможность вернуться, правда, многие из столкнулись с трудностями адаптации к «новой» старой жизни.
Сегодня депортации 1941 и 1949 годов — все еще болезненная тема для многих молдаван. Она символизирует трагедию потери родины, разрыва семейных связей и подавления национальной идентичности: некоторые из депортированных все еще в живых и периодически делятся своим травматичным опытом. Современные исследования и воспоминания очевидцев помогают восстановить историческую справедливость и сохранить память о тяжелом периоде в истории Молдовы.