От гордыни до похоти: какие бывают семь смертных грехов и актуальны ли они сегодня
Что означает выражение «7 смертных грехов»
Согласно истории античной мифологии, семь смертных грехов представляют собой различные пороки, которые ведут к «погибели человеческой души». Они были определены церковью как наиболее опасные для души, так как порождают другие пороки и отделяют человека от Бога.
Список из семи главных грехов в 590 году придумал Святой Григорий Великий — один из латинских великих учителей церкви. Однако он не был его изобретателем: в церкви и до этого существовал некий перечень злых помыслов, которых изначально было восемь, а не семь. Все они были перечислены в творениях святителя Игнатия Брянчанинова: Чревообъядение, Любодеяние, Сребролюбие, Гнев, Печаль, Уныние, Тщеславие, Гордость. Но в VI веке Григорий I Великий преобразовал этот список, объединив печаль с унынием, тщеславие с гордыней, а еще включил в него зависть.
Христианский теолог Фома Аквинский, средневековый итальянский философ, поддержал концепцию Григория I и описал эти грехи в своем трактате «Сумма теологии» как главные, то есть управляющие всеми остальными. Так сформировалась установленная норма, в которой смертных грехов стало семь: гордыня, зависть, чревоугодие, похоть, гнев, алчность и уныние.
Значение пороков и их влияние на человека
Гордыня
Один из семи смертных грехов Гордыня — особенность мировосприятия и поведения, характеризующаяся завышенным самомнением, заблуждение в том, что ты делаешь лучше, чем другие, знаешь больше, чем другие.
«Тщеславие —это что-то вроде того порока, который заставляет нас проверять количество "лайков" в социальных сетях», — говорит Кевин М. Кларк, профессор Священного Писания и патристики в Семинарии и университете Святого Патрика, который редактировал сборник исторических трудов о семи смертных грехах.
Чревоугодие
Чревоугодие — это жадность и неумеренность в еде. Считалось, что каждый кусок пищи, съеденный сверх утоления голода, и всякий глоток влаги, выпитый после утоления жажды, служит человеку просто для удовольствия. Раннехристианские теологи понимали под обжорством не только переедание, но и чрезмерное употребление алкоголя, пристрастие к изысканной пище.
«Если мне нужно есть самую деликатную еду, самую дорогую еду, это может быть формой чревоугодия», — говорит Кларк.
Алчность
Жажда заполучить что-то большее, отказавшись от меньшего. Это безмерная тяга в удовлетворении какого-либо желания, владении или употреблении чего-либо. Жадность человека характеризуется желанием заполучить что-то в большом количестве, зависимостью и скупостью от материальных богатств.
Григорий Великий писал, что «скупость — это не просто стремление к богатству, но и к высоким должностям». Таким образом, вещи, которые человек считает нематериальными, также могут быть объектом алчности.
Гнев
Чувство сильного негодования или возмущения, состояние крайнего раздражения или недовольства кем-либо или чем-либо, злоба человека всегда направлена против своего ближнего. Гнев как грех — извращенное проявление «раздражительной части» души.
«Разумный грех дан человеку Богом как оружие, как сила души для противостояния злу», — энциклопедия «Азбука веры»
Похоть
Раньше считалось, что похоть является грехом, если присутствует избыточное и противное разуму стремление к совершению половых актов. В христианстве похоть еще рассматривается как незаконная страсть и желание, которое отделяет человека от Бога, а также как развращение сердца, призывающее ко злу и греху.
Зависть
Одна из самых сильных человеческих эмоций, при которой возникает чувство досады и ненависти, вызванное успехом и благополучием других людей. Завистливый человек приносит много зла окружающим людям, в том числе и самому себе. Такие люди, как правило, никогда не добиваются успеха в жизни, поскольку сильно сосредоточены на достижениях других людей и не принимают собственных ошибок.
«Зависть тесно связана с двумя вещами: одна — это радость по поводу чужого несчастья, а другая — печаль по поводу чьей-то удачи», — Кевин М. Кларк
Уныние
Временное состояние, проявляющееся как чувство ярко выраженной неудовлетворенности и опустошения, заключающееся в расслаблении сил человеческой души и нежелании трудиться ради своего здоровья и счастья. Если грусть и тоска могут сопровождаться желанием изменить ситуацию к лучшему, то при унынии такого желания, как правило, нет. Это чувство характеризуется наибольшей заторможенностью, апатией, отсутствием каких-либо сил и затяжной депрессией.
Все эти грехи стали своего рода ориентиром для верующих, помогающим им осознавать свои слабости и стремиться к духовному совершенству.
Как пороки воспринимаются современным человеком
В христианской традиции считается, что человек имеет врожденную или приобретенную склонность к определенным искушениям: алкогольным и наркотическим зависимостям, гордыне, чревоугодию, малодушию, жадности, злости и многим другим. То есть, порок — это доминирующая болезненная реакция человека на какие-либо обстоятельства или действия. Он может бессознательно поддаваться плохому влиянию окружающих и другим внешним факторам, негативно влияющим на его эмоциональное состояние.
Например, такое чувство, как злость, нередко возникает у человека из-за неоправданных ожиданий, или ситуаций, которые сложились не в его пользу. Но у этого есть и положительная сторона. Гнев также помогает развивать способность к концентрации чувств, помогает людям держаться в жесткой конкурентной борьбе, придает уверенность в себе и в свои силы. Зависть побуждает человека к действию новые достижения и высокие результаты. Зачастую наглые и эгоистичные люди способны в большей мере достигать своих целей и добиваться успеха в той или иной сфере, поскольку не слушают мнения окружающих. Скупой человек умеет правильно распоряжаться денежными средствами, не тратит их попросту и способен экономить.
На сегодняшний день грехи все так же актуальны, но верить в них или нет — личное дело каждого.