Про Голливуд! Вот что такое aspect ratio и почему важно понимать соотношение сторон экрана в кино

Фактор соотношения сторон играет ключевую роль в кинематографии, ведь именно это определяет, как будет выглядеть проект на большом экране. От видео для соцсетей до полнометражных фильмов в кинотеатрах — выбор правильного формата может существенно повлиять на восприятие визуальной истории.
Про Голливуд! Вот что такое aspect ratio и почему важно понимать соотношение сторон экрана в кино
Unsplash

Соотношение сторон — это пропорция между шириной и высотой фотографии или видео. Называемое в английском языке aspect ratio записывают в виде двух чисел, разделённых двоеточием, например, 16:9. Стоит учесть, что это не размер кадра, а его форма. Например, соотношение 1:1 означает квадратное изображение, где ширина равна высоте, независимо от пиксельного размера (будь то 100x100 или 1200x1200 пикселей). Так, соотношение сторон определяет ширину изображения и влияет на «идеальный» размер экрана для его отображения.

Например, старые телевизоры имели квадратные экраны, современные HD- и 4K-мониторы — прямоугольные, а кинотеатральные экраны ещё шире.
Сравнение разных aspect ratio /
Сравнение разных aspect ratio /
WikipediaCredit: Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

История соотношений сторон

Соотношение сторон развивалось вместе с технологиями фотографии и записи видео.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  1. В первые десятилетия XX века фильмы снимали в формате 4:3 (или 1.33:1) — это буквально соответствовало размеру тогдашней пленочной ленты.
  2. В 1932 году Академия кинематографических искусств и наук США утвердила новый формат — 1.37:1, который стал известен как «Академический формат».
  3. С развитием телевидения в 1950-х годах студии стали искать способы вернуть зрителей в кинотеатры, внедряя более широкие форматы, такие как Cinerama, которые предлагали более захватывающее изображение.

Сегодня aspect ratio варьируются в зависимости от экрана: от квадратных форматов для социальных сетей до ультрашироких экранов IMAX.

Распространённые форматы соотношения сторон

Так, различные форматы изображения используют для кино, ТВ, социальных сетей и стриминговых платформ. Вот самые основные.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • 1:1 — квадратный формат

Этот архаичный формат часто используется для социальных сетей. Он идеально подходит для отображения на мобильных устройствах. В кинематографе его редко применяют, но он может создать уникальный визуальный эффект. Например, фильм «Мамочка» (2014) снят в формате 1:1 для усиления интимности истории (так как все герои картины визуально ближе друг другу, а зрители удерживают свое внимание в центре большого экрана).

borisfx.com
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • 4:3 (1.33:1) — классический формат

Формат 4:3 был стандартом для телевидения до появления HDTV. Даже в XXI веке его используют для создания ретро-атмосферы. Многие старые камеры также снимали именно в этом формате.

borisfx.com
  • 16:9 (1.78:1) — стандартный формат HDTV

Этот формат стал индустриальным стандартом для телевидения, компьютерных мониторов и стриминговых платформ. Большинство камер и мобильных устройств по умолчанию снимают в формате 16:9, — поэтому идеальный выбор для ТВ, YouTube и Vimeo, поскольку он совместим с большинством современных экранов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
borisfx.com
  • 9:16 — вертикальный формат

Версию 16:9 в вертикальном формате намного активнее используют в соцсетях для, особенно в TikTok и YouTube Shorts. Этот aspect ratio идеально подходит для контента, ориентированного на мобильные устройства.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
borisfx.com
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • 1.85:1 — кинотеатральный стандарт

Этот формат шире, чем 16:9, и создаёт более привычный «кинематографичный» эффект. Его часто используют для фильмов, но он также стал популярным в некоторых телепроектах, дабы придать картинке «большой экранный» вид.

borisfx.com
  • 2.39:1 — анаморфный формат

Такой широкий формат нужен для создания драматичных панорамных сцен: он популярен в кинематографе, поскольку позволяет зрителю полностью погрузиться в происходящее на экране. Своим названием он отсылает к анаморфным объективам.

borisfx.com
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • 2.76:1 — ультраширокий формат

Этот редкий формат используется для эпичных фильмов, например, «Бен-Гур» (1959) или «Омерзительная восьмёрка» (2015) Квентина Тарантино. Он создаёт уникальный визуальный опыт, особенно на экранах IMAX, — отмечают западные эксперты.

borisfx.com
  • 2.35:1 — Синемаскоп

Соотношение сторон 2.35:1 — или Cinemascope — используется в основном для кино. В Cinemascope обычно рассматривается широкий диапазон соотношений сторон: от 2.35:1 до 2,6:1. Он позволяет с точностью передавать захватывающие пейзажи.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
borisfx.com

Как выбрать соотношение сторон?

Выбор формата aspect ratio зависит от каждого отдельного проекта и способа его распространения. Вот несколько вопросов, на которые стоит ответь для точного определения соотношения сторон:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  1. Что вы снимаете? Пейзажи, интерьеры, крупные планы;
  2. Где покажут фильм? В кинотеатрах, на ТВ или в интернете;
  3. Как соотношение сторон может усилить атмосферу и подчеркнуть историю?
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Начинающим кинематографистам часто советуют формат 16:9, так как это проверенный и безопасный выбор: он подходит для большинства платформ и устройств. Для «полноценных» кинотеатральных релизов лучше выбрать 1.85:1 или 2.39:1, чтобы добиться профессионального кинематографического эффекта.

Некоторые режиссёры экспериментируют сразу с несколькими форматами в одном фильме. Например, в «Отеле "Гранд Будапешт"» (2014) режиссер Уэс Андерсон менял соотношение сторон, чтобы отразить разные временные периоды сюжета.

Как менять aspect ratio:

Некоторые режиссёры экспериментируют сразу с несколькими форматами в одном фильме. Например, в «Отеле "Гранд Будапешт"» (2014) режиссер Уэс Андерсон менял соотношение сторон, чтобы отразить разные временные периоды сюжета.

Нажми и смотри
Примеры фильмов с нестандартными форматами
  1. «Наполеон» (1927) — формат 4:1.
  2. «Как был завоёван Запад» (1962) — 2.59:1.
  3. «Интерстеллар» (2014) — широкие кадры для космоса, узкие — для интерьеров.
  4. «Маяк» (2019) — снят в формате 1.19:1.
  5. «Отряд самоубийц» (2021) — 1.90:1.

Так, соотношение сторон — может стать мощным инструментом для передачи визуального стиля и эмоций. От ретро-форматов 4:3 до современных ультрашироких экранов 2.39:1 — каждый aspect ratio даёт уникальные возможности для повествования.