Почему анаморфные объективы популярны в кино, однако не на ТВ? Узнайте секреты киноделов!

Анаморфные линзы создают широкий и поистине «кинематографичный» кадр, предлагая уникальные эффекты: овальное боке и горизонтальные световые блики. Эти объективы остаются одним из главных инструментов западных операторов для создания впечатляющего визуального повествования и «другой картинки». Вот что интересно учесть!
Почему анаморфные объективы популярны в кино, однако не на ТВ? Узнайте секреты киноделов!
Unsplash

Анаморфные объективы — это техника, которая преобразила язык кинематографа. Эти линзы позволяют захватывать широкую картину без искажения лиц при крупных планах, а также добавляют визуальные элементы, которые стали символом «настоящего кино». Подобные объективы обеспечивают захват большего количества горизонтальной информации. Так, анаморфные линзы нередко используют для достижения знаменитого широкоформатного соотношения сторон.

anamorphic lens
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

История анаморфных объективов

Анаморфные объективы появились в 1950-х годах в США, когда киноиндустрия искала способы вернуть зрителей в кинотеатры, конкурируя с телевидением.

Интересно, что обычное широкоформатное кино того времени достигалось путем маскировки верхней и нижней частей кадра 35-мм пленки, что приводило к потерям качества и зернистости.

  1. В свою очередь анаморфные объективы использовали всю площадь плёнки.
  2. Горизонтальная ось изображения сжималась в два раза, позволяя кадру занимать всю высоту пленки.
  3. Уже при последующей обработке, когда киноленту показывали на большом экране с помощью специальных проектором и линз в них же, — конечное изображение выглядело нормальным, а не сжатым.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Unsplash

Почему киноделы выбирают анаморфный объектив?

Одно из главных преимуществ анаморфных объективов — возможность создавать широкие кадры с минимальными искажениями. Так, в отличие от стандартных широкоугольных объективов, они не нарушают пропорции лица при съемке крупным планом. При этом центр кадра сохраняет резкость, а края приобретают мягкость, создавая уникальный «плавный» эффект при движениях камеры.

Кинематографисты используют анаморфные объективы для получения соотношения сторон 2.39:1, что значительно шире стандартного 1.375:1. Такая ширина кадра позволяет захватывать больше пространства без необходимости накладывать черные полосы на пленку или обрезать изображение в пост-продакшене.

Нажми и смотри

Особенности анаморфных объективов

  • 1. Овальное боке
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Анаморфные объективы создают овальное, а не привычное сферическое, боке — уникальный эффект размытия, который добавляет глубину и выразительность кадру. Это боке точно привлечет своей мягкостью и подчеркнет кинематографичность изображения.

nfi.edu
  • 2. Горизонтальные световые блики

Горизонтальные блики стали еще одной визуальной подписью анаморфных объективов. Кинематографисты не чураются использовать их для создания драматического эффекта в фантастических или экшен-фильмах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
nfi.edu
  • 3. Эффект глубины

Анаморфные объективы усиливают «ощущение глубины кадра», создавая впечатление, что передний план «вырывается» из фона. Западные специалисты уверены, что подобный эффект помогает зрителям почувствовать себя буквально внутри фильма на экране.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
nfi.edu
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • 4. Широкое поле зрения

Как уже было упомянуто ранее, с анаморфным объективом оператор может снимать более широкий кадр, захватывая пейзажи или динамичные сцены с минимальными ограничениями и искажениями.

Примеры того, как как сферические и анаморфные линзы влияют на конечную картинку. 

Элементы анаморфотных линз уникальной формы создают горизонтальные блики, когда они улавливают источники света, например солнце или фары. Эти блики при правильном использовании могут создать «визуальный якорь» на экране /
Примеры того, как как сферические и анаморфные линзы влияют на конечную картинку. Элементы анаморфотных линз уникальной формы создают горизонтальные блики, когда они улавливают источники света, например солнце или фары. Эти блики при правильном использовании могут создать «визуальный якорь» на экране /
nfi.edu

Ограничения анаморфных объективов

Несмотря на преимущества, анаморфные объективы имеют и свои недостатки. Эксперты отмечают:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  1. Сложность работы. Подобные линзы больше и тяжелее, что может затруднить их использование в динамичных сценах.
  2. Ограниченная светосила. Анаморфные бъективы часто имеют медленную максимальную диафрагму, — то есть требуют хорошо освещенных условий.
  3. Искажение вертикальных линий. Некоторые западные киноделы отмечали, что при использовании анаморфных линз порой вертикальные линии в кадре могут быть слегка искажены.
  4. Сложности с композицией. Стоит учитывать, что само по себе сжатие изображения может затруднить построение кадра с таким объективом.
  5. К тому же анаморфные объективы стоят дороже и имеют меньший выбор моделей по сравнению с привычными сферическими.

С развитием цифровых технологий многие камеры позволяют достигать широкого кадра без использования анаморфных объективов. Однако уникальные эффекты последних все еще привлекают режиссеров и операторов из разных стран.