Как Элизабет Миллер позировала обнаженной в ванне Гитлера и запечатлела ужасы Второй мировой
Элизабет «Ли» Миллер родилась 23 апреля 1907 года в Покипси, iтат Нью-Йорк, США. Биографы, отмечают, что сложное детство не только не сломило будущую звезду, но и закалило ее характер. Судьбоносная встреча с Конде Настом, — предпринимателем, журналистом и основателем ведущего издательского дома США Condé Nast Publications, — стала началом пути Миллер в мир моды. Вот как эта женщина запечатлела ужасы Второй мировой и изменила мир.
Изнасилование, гонорея и начало карьеры моделью
Элизабет «Ли» Миллер прошла через нелегкое детство из-за множества причин, — но одна выделяется. Отец Теодор Миллер начал фотографировать свою обнаженную дочь, когда той было семь лет.
- По словам самой Миллер, в 1914 году ее отправили погостить к друзьям семьи, пока ее мать находилась в больнице. Во время поездки ее изнасиловал моряк (вероятно, близкий друг семьи), из-за чего девочка заболела гонореей.
- В течение следующего года ребенка ежедневно обливали марганцовкой и дважды в неделю водили больницу для «окраски шейки матки пикриновой кислотой». Это метод, который применялся в гистологической и диагностической практике XX века для выявления патологических изменений тканей (исплазия или злокачественные новообразования).
- Все, к чему девочка прикасалась дома, немедленно стерилизовалось. Именно после этого случая отец Теодор Миллер начал фотографировать свою дочь обнаженной.
Первой композицией горе-родителя стала интерпретация картины французского художника Поля Шаба «Сентябрьское утро». Так, Миллер-старший попросил свою дочь позировать обнаженной, но в тапочках, в глубоком снегу: он назвал фото «Декабрьское утро». При этом Теодор Миллер сфотографировал дочь с помощью стереоскопической камеры, отчего, если смотреть через специальные очки, его обнаженный ребенок казался трехмерным.
Обложка Vogue и передовая войны
В 1927 году Элизабет Миллер случайно познакомилась с уже знаменитым тогда Конде Настом, что положило начало ее карьере модели. В том же году она позировала для обложки Vogue, хотя вскоре после этого ее появление в рекламе Kotex (американский бренд средств менструальной гигиены), затруднило карьеру Миллер в пуританском обществе США.
Обложка журнала Vogue с Миллер (первая фотография этого текста) стала олицетворением эстетики эпохи. Однако общественные предрассудки того времени поставили перед ней множество препятствий: даже обычный рекламный снимок мог стать причиной скандала. Это подтолкнуло девушку к поиску новых возможностей, — и она обратилась к искусству фотографии.
В Париже Элизабет Миллер стала не только ученицей, но и музой маститого фотографа Мана Рэя. Здесь же она познакомилась с Пабло Пикассо и Сальвадором Дали, став частью круга авангардных художников. Так, работы этого периода утвердили имя Миллер в мире искусства.
Во время Второй мировой
С началом Второй мировой Элизабет Миллер приняла решение остаться в Европе, несмотря на риски и рекомендации вернуться в США. Она запечатлела жизнь во время Блиц-бомбардировки Лондона, уделяя особое внимание роли женщин в те сложные годы.
В 1944 году Миллер отправилась на поля Нормандии, где ее объектив зафиксировал первые шаги союзников на пути к освобождению Европы. Ее фотографии передавали не только масштаб происходящего, но и личные истории участников событий, — писали западные журналисты.
Фотоснимки, которые изменили мировоззрение
Так, Элизабет Миллер стала свидетелем освобождения концлагерей Бухенвальд и Дахау. Публикация ее фотографий вызвала широкий резонанс и подчеркнула важность сохранения исторической памяти.
- «600 тел во дворе крематория: за последние пять дней там закончился. Пятна смерти смыли с деревянной толкушки для картофеля, потому что нужно было продезинфицировать место. Тела в стойлах для порки были скорее манекенами, а не почти мертвыми людьми, которые могли чувствовать, но не реагировать», — написала Миллер для Vogue.
Однако Элизабет Миллер, вероятно, наиболее известна благодаря фотографии, на которой она была не фотографом, а объектом съемки. После документирования Дахау Миллер вместе с ее партнером-фотографом Дэвидом Шерманом распределили по адресу Принцрегентенплац, 16 в Мюнхене, где, как оказалось, располагалась бывшая частная квартира Адольфа Гитлера (фото выше).