Стоит послушать! Как ученый из СССР создал инструмент, который использовала группа Led Zeppelin
Иногда изобретение, появившееся в рамках одной сферы науки, меняет совсем другую сферу. Так, терменвокс, созданный для исследования электромагнитных полей, быстро стал революционным музыкальным инструментом, соединив техническую инновацию с «эстетической магией».
Как появился терменвокс: история необычного инструмента
В 1920 году будущий советский физик и радиоинженер из Российсской империи Лев Термен случайно изобрёл устройство, которое позже стало первым крупным электронным музыкальным инструментом.
Будучи студентом Ленинградского политеха и работая над сенсорами приближения», Термен обнаружил: звуковыми волнами можно манипулировать с помощью всего лишь двух антенн.
Так, Термен стал праотцом «инопланетного скрипичного звучания».
Что поражает и в XXI веке, - управление терменвоксом не требует прикосновений: музыкант всего лишь движет руками в радиусе электромагнитных полей, меняя высоту и громкость звука. Такой подход сделал инструмент уникальным и привлёк внимание как музыкантов, так и широкой публики из разных стран.
Некоторые исторические данные указывают, что даже Владимир Ленин, восхищённый демонстрацией терменвокса, отправил Льва Термена в международное турне, где тот не только представлял советскую науку, но и «выполнял задачи промышленного шпионажа».
Терменвокс в популярной музыке
Несмотря на трудности в судьбе изобретателя, терменвокс стал знаковым инструментом.
Так, Клара Рокмор (еще одна эмигрантка из Российской империи), усовершенствовала технику игры на терменвоксе, доказав, что это не просто очередная причуда из мира науки, а полноценный музыкальный инструмент.
Позже терменвокс вдохновил Роберта Муга, — создателя первого коммерческого синтезатора, — который построил свою копию терменвокса в 14 лет.
Терменвокс и Джимми Пейдж
Одним из самых известных современных пользователей терменвокса стал Джимми Пейдж, гитарист рок-группы Led Zeppelin. Он адаптировал инструмент к популярному жанру и создавал необычные эффекты в рок-песнях, например, в «Whole Lotta Love».
Пейдж использовал модель Sonic Wave Theremin, подключая инстурмент к усилителям Orange и устройствам эха Maestro Echoplex, что позволяло создавать «многослойные звуки».
На выступлениях Пейдж чередовал игру на терменвоксе с использованием гитары и смычка, создавая гипнотические музыкальные полотна.
- «Я всегда представлял себе среднюю часть нашей песни "Whole Lotta Love" как нечто авангардное,» — говорил Пейдж в интервью журналистам.
- «Терменвокс создает высокие частоты во время концертов, а моя гитара отвечает за низкие», — пояснял гитарист.
Терменвокс все еще остаётся источником вдохновения и символом экспериментального подхода к музыке. В 2020 году компания Moog выпустила юбилейную модель «Claravox Centennial», названную в честь той самой Клары Рокмор.
Музыканты продолжают использовать терменвокс для создания новых звуковых плоскостей. Сам же инструмент — пример того, как близки наука и искусство.