Стоит послушать! Как ученый из СССР создал инструмент, который использовала группа Led Zeppelin

Терменвокс — изобретение студента Льва Термена, который учился в Ленинградском политехе (ныне Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого). Так, советский инженер создал электронный музыкальный инструмент, изменивший подход к созданию и восприятию звука. «Магическое звучание», управление без физического контакта и культовый статус терменвокса вдохновили больших музыкантов: от Клары Рокмор до Джимми Пейджа.
Стоит послушать! Как ученый из СССР создал инструмент, который использовала группа Led Zeppelin
youtube

Иногда изобретение, появившееся в рамках одной сферы науки, меняет совсем другую сферу. Так, терменвокс, созданный для исследования электромагнитных полей, быстро стал революционным музыкальным инструментом, соединив техническую инновацию с «эстетической магией».

Его звучание и уникальный способ игры до сих пор поражают воображение, оставаясь символом экспериментальной музыки.
Эфирно-волновой терменвокс, — автоматическая адаптация оригинальной конструкции Леона Термена, принадлежавшей Роберту Мугу (изобретателю из США, который создал первый коммерческий синтезатор в 1964 году) /
Эфирно-волновой терменвокс, — автоматическая адаптация оригинальной конструкции Леона Термена, принадлежавшей Роберту Мугу (изобретателю из США, который создал первый коммерческий синтезатор в 1964 году) /
Wikimedia Commons
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как появился терменвокс: история необычного инструмента

В 1920 году будущий советский физик и радиоинженер из Российсской империи Лев Термен случайно изобрёл устройство, которое позже стало первым крупным электронным музыкальным инструментом.

Будучи студентом Ленинградского политеха и работая над сенсорами приближения», Термен обнаружил: звуковыми волнами можно манипулировать с помощью всего лишь двух антенн.

Так, Термен стал праотцом «инопланетного скрипичного звучания».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Лев Термен демонстрирует терменвокс, декабрь 1927 года /
Лев Термен демонстрирует терменвокс, декабрь 1927 года /
wikimdeia.orgr

Что поражает и в XXI веке, - управление терменвоксом не требует прикосновений: музыкант всего лишь движет руками в радиусе электромагнитных полей, меняя высоту и громкость звука. Такой подход сделал инструмент уникальным и привлёк внимание как музыкантов, так и широкой публики из разных стран.

Некоторые исторические данные указывают, что даже Владимир Ленин, восхищённый демонстрацией терменвокса, отправил Льва Термена в международное турне, где тот не только представлял советскую науку, но и «выполнял задачи промышленного шпионажа».

Однако возвращение в СССР в 1938 году обернулось для Термена трагедией: его отправили в трудовой лагерь, где его принуждали разрабатывать шпионское оборудование и где его ассистентом был Сергей Королев.

Терменвокс в популярной музыке

Несмотря на трудности в судьбе изобретателя, терменвокс стал знаковым инструментом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Так, Клара Рокмор (еще одна эмигрантка из Российской империи), усовершенствовала технику игры на терменвоксе, доказав, что это не просто очередная причуда из мира науки, а полноценный музыкальный инструмент.

Позже терменвокс вдохновил Роберта Муга, — создателя первого коммерческого синтезатора, — который построил свою копию терменвокса в 14 лет.

В 1960-х и 1970-х терменвокс обосновался в музыкальной культуре: его звучание использовали в научно-фантастических фильмах и культовых рок-композициях.

Терменвокс и Джимми Пейдж

Одним из самых известных современных пользователей терменвокса стал Джимми Пейдж, гитарист рок-группы Led Zeppelin. Он адаптировал инструмент к популярному жанру и создавал необычные эффекты в рок-песнях, например, в «Whole Lotta Love».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пейдж использовал модель Sonic Wave Theremin, подключая инстурмент к усилителям Orange и устройствам эха Maestro Echoplex, что позволяло создавать «многослойные звуки».

На выступлениях Пейдж чередовал игру на терменвоксе с использованием гитары и смычка, создавая гипнотические музыкальные полотна.

  • «Я всегда представлял себе среднюю часть нашей песни "Whole Lotta Love" как нечто авангардное,» — говорил Пейдж в интервью журналистам.
  • «Терменвокс создает высокие частоты во время концертов, а моя гитара отвечает за низкие», — пояснял гитарист.

Терменвокс все еще остаётся источником вдохновения и символом экспериментального подхода к музыке. В 2020 году компания Moog выпустила юбилейную модель «Claravox Centennial», названную в честь той самой Клары Рокмор.

Нажми и смотри

Музыканты продолжают использовать терменвокс для создания новых звуковых плоскостей. Сам же инструмент — пример того, как близки наука и искусство.