К лучшему или худшему? Вот когда и как кинобизнес перешел с пленки на цифру!

Переход киноиндустрии на цифровые технологии изменил все аспекты создания фильмов — от съемки до продвижения. Однако этот процесс не был единым скачком: разные сегменты индустрии переходили на цифровой формат с разной скоростью и особенностями. И вот что интересно узнать!
Юрий Гандрабура
Юрий Гандрабура
Журналист-переводчик
К лучшему или худшему? Вот когда и как кинобизнес перешел с пленки на цифру!
Unsplash

Для многих профессионалов, как и для любителей фильмов, большие перемены в мире кино начались с частичного отказа от пленочных камер на цифровые и перехода на цифровые технологии. Так, Голливуд начал снимать фильмы на цифровые камеры в 2000-х, но только к 2013 году в сотне самых кассовых картин преобладали фильмы, снятые на цифровое оборудование. Со временем компании, — ранее доминировавшие на рынке пленочной техники, такие как Arri, - смогли адаптироваться.

Первая цифровая камера Arri, — Arri D20, — появилась в 2005 году. Спустя время модель Arri Alexa стала лидером среди камер для крупных голливудских проектов.
Самые окупаемые фильмы на рынке США: Digital -цифра (оранжевая линия), Film — пленка (голубая линия) /
Самые окупаемые фильмы на рынке США: Digital -цифра (оранжевая линия), Film — пленка (голубая линия) /
stephenfollows.com
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Независимые фильмы и короткометражки: переход к цифре

Данные фестиваля Raindance (2002–2015) показывают, что независимые кинематографисты долгое время использовали бюджетные цифровые форматы, такие как MiniDV и DigiBeta. Так,цифровые камеры стали доминировать в независимом кино с 2010 года, хотя использование пленки сохранялось вплоть до середины 2010-х.

Отследить использование цифровых технологий в независимом кино сложнее, ведь оно реже попадает на фестивали и в публичный доступ.

Важно отметить: переход к цифровому формату в больших кинотеатрах и в разных странах начался с появлением цифровых проекторов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  1. Для дистрибьюторов это стало выгодным решением, поскольку перемещение жестких дисков с файлами было быстрее и дешевле, чем доставка катушек с пленкой.
  2. В Великобритании процесс ускорился благодаря программе Digital Screen Network, профинансированной UK Film Council, и введению виртуальной платы за выпуск фильмов (Virtual Print Fee), покрывавшей расходы кинотеатров на модернизацию оборудования.
  3. К 2013 году почти все экраны в Великобритании стали цифровыми, а Норвегия и Люксембург полностью перешли на цифровое оборудование еще в 2011 году.
Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Другие аспекты индустрии: переход к цифровым процессам

В 2016 году цифровые форматы впервые обогнали физические (пленочные) носители по объемам продаж и аренде видео. Однако точные цифры сложно оценить из-за разнообразия цифровых платформ и недоступности всех данных.

Тем не менее, тенденция очевидна: с ростом стриминговых сервисов и VOD-платформ потребители стали чаще выбирать цифровую дистрибуцию.

Цифровизация охватила и другие сферы киноиндустрии:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • 1. Сценарии

Программы вроде Final Draft (с 1991 года) упростили работу сценаристов, представив удобные цифровые шаблоны на замену ручной работе с печатными машинками или менее продвинутыми программами на первых компьютерах.

  • 2. Продакшн-менеджмент

Инструменты для составления бюджета и расписания, — такие как Movie Magic, — стали стандартом еще в начале 2000-х.

Топ брендов цифровых камер на рынке самых окупаемых фильмов в США /
Топ брендов цифровых камер на рынке самых окупаемых фильмов в США /
stephenfollows.com
  • 3. Грим, костюмы и непрерывность

Вместо полароидных снимков пленочной эпохи в XXI веке активно используют цифровые фотографии, чтобы отслеживать изменения во внешнем виде актеров, мест съемок и всевозможных декораций.

  • 4. Монтаж

Переход от пленочного монтажа к цифровому начался еще в 1990-х. Первый голливудский фильм, смонтированный на компьютере, — «Йонкеры» (1993). При этом фильм «Английский пациент» получил Оскар за цифровой монтаж аж в 1996 году.

  • 5. Постпродакшн

Сегодня большинство фильмов обрабатывается полностью в цифровом формате, включая цветокоррекцию, спецэффекты и звук. К тому же даже фильмы, снятые на пленку, проходят этап цифрового мастеринга (Digital Intermediate), прежде чем попасть в кинотеатры.