Крыс научили водить машину, и им понравилось
Как и ожидалось, крысы, которых содержали в улучшенных условиях — с игрушками, пространством и компаньонами, — научились водить машину быстрее, чем в стандартных клетках. Это открытие подтвердило идею о том, что сложные условия повышают нейропластичность: способность мозга изменяться на протяжении всей жизни в ответ на требования окружающей среды.
И хотя автомобили, созданные для крыс, далеки от того, с чем они могли бы столкнуться в дикой природе, вождение представляет собой интересный способ изучения того, как грызуны приобретают новые навыки. Например, у крыс была сильная мотивация к обучению вождению, они часто запрыгивали в машину и заводили двигатель.
Новое ради радости
Опираясь на основополагающие подходы к обучению, такие как оперантное обусловливание, которое усиливает целенаправленное поведение с помощью стратегических стимулов, ученые шаг за шагом обучали крыс программам обучения вождению.
Сначала они осваивали базовые движения, такие как садиться в машину и нажимать на рычаг. Но с практикой эти простые действия превратились в более сложные, например, в управление автомобилем в определенном направлении.
Поведение, связанное с позитивными переживаниями, у людей ассоциируется с радостью, но как насчет крыс? Возможно, это и так, учитывая, что исследования в области неврологии все чаще указывают на то, что радость и положительные эмоции играют решающую роль в здоровье как человека, так и животных, не являющихся людьми.
Благодаря этому команда переключила внимание с таких тем, как влияние хронического стресса на мозг, на то, как позитивные события — и ожидание этих событий — формируют нейронные функции.
Предварительные результаты показывают, что крысы, которым приходилось ждать вознаграждения, демонстрируют признаки перехода от пессимистического когнитивного стиля к оптимистическому в ходе теста. Они лучше справлялись с когнитивными задачами и были смелее в своих стратегиях решения проблем.
Это исследование дает дополнительную информацию о том, как предвкушение может усиливать поведение. Предыдущая работа с лабораторными крысами показала, что грызуны, нажимающие на батончик с кокаином — стимулятором, повышающим активацию дофамина, — уже испытывают прилив дофамина в ожидании дозы кокаина.
Но внимание ученых привлекло не только влияние предвкушения на поведение крыс. Однажды у одной из крыс в группе, которую обучали ожидать положительных впечатлений, хвост был поднят вертикально, а на конце загибался, напоминая ручку старомодного зонтика.
Просмотрев видеозапись, ученые обнаружили, что крысы, обученные предвосхищать положительный опыт, с большей вероятностью высоко поднимали хвосты, чем нетренированные крысы. Но что именно это означало?
Как оказалось, этот S-образный изгиб также связан с дофамином. Когда дофамин блокируется, поведение хвоста исчезает.
Дак любят ли крысы водить?
Хотя авторы не могут напрямую спросить крыс, любят ли они водить машину, они разработали поведенческий тест, чтобы оценить их мотивацию к вождению. На этот раз, вместо того, чтобы просто дать крысам возможность доехать до дерева с лакомством, они могли дойти до него «пешком» — причем этот путь был короче.
Удивительно, но две из трех крыс предпочли менее эффективный способ — отказаться от вознаграждения и побежать к машине, чтобы доехать до места назначения. Этот ответ говорит о том, что крысам нравится и путешествие, и место назначения, где они получают вознаграждение.