Заговор или тренд? Почему стиль ретро стал популярным и как ностальгию используют для управления людьми
Ностальгический маркетинг снова обрел популярность в кино и на телевидении уже к середине 2010-х годов. Этот подход, основанный на стремлении к знакомым и тёплым воспоминаниям о «хорошем прошлом», активно используется для привлечения самых разных поколений, включая Gen Z. Так, ретроэстетика и отсылки к культурным символам прошлого помогают маркетологам вызывать положительные эмоции у зрителей/потребителей/слушателей, укрепляя их привязанность к тому или иному бренду. И вот что стоит знать о таком маркетинге.
Преимущества маркетинга на основе стиля ретро и ностальгии
Ностальгический маркетинг может приносить брендам ряд важных преимуществ:
- 1. Создает сильные эмоции
Воспоминания о прошлом вызывают мощные положительные чувства, что особенно важно в условиях сложных жизненных перемен. Это знакомо, вероятно, всем поколениям без исключения: к тому же многие люди склонны думать, что «раньше было лучше»,
- 2. Увеличивает рост лояльности и вовлеченности
Тип маркетинга, который играет на ностальгических струнах культуры и общества, способствует не только продаже товаров, но и созданию устойчивой привязанности к бренду.
- 3. Обновляет бренды
Маркетинг с упором на ретроэстетику помогает старым брендам выйти на новый уровень, адаптируя образы и подходы к современным потребителям.
К тому же, несмотря на личный характер переживаний у каждоого человека, ностальгические образы почти всегда находят отклик у широкой аудитории, благодаря знакомым символам и общим воспоминаниям поколений.
Тактики ностальгического маркетинга
Среди ярких примеров успешного ретромаркетинга можно выделить франшизу «Звездные войны», — авторы которой возродили в 2010-х годах популярную трилогию режиссера Джорджа Лукаса из 70-х и 80-х. Американские киноделы соединили элементы ретро и современные технологии, что позволило привлечь зрителей разных поколений, объединив всех под эгидой ностальгии.
Между тем рекламные кампании Coca-Cola всегда используют классические образы из рекламы Coca-Cola 1970-х. Со временем ретромаркетинг изменился, став комплексным и многоуровневым. Теперь это не просто копирование образов прошлого, а творческий процесс, в который полноценно добавляют элементы XXI века.
Чтобы эффективно использовать ностальгический маркетинг, в компаниях часто применяют следующие тактики:
- 1. Использование знакомых символов
Включение узнаваемых символов и образов прошлых лет — это способ вызвать положительные ассоциации и укрепить связь продукта с потребителями и связь между потребителями.
- 2. Продвижение в социальных сетях
С помощью активного ведения соцсетей бренды могут создать атмосферу ностальгии, размещая ретроизображения, видео и музыку. Важно, что эта дружелюбная атмосфера будет связана в голове аудитории с тем самым «выделяющимся» брендом.
- 3. Создание комфорта и аутентичности
Ностальгический маркетинг, по сути, основан на одной важной тактике — вызвать у людей чувство комфорта и безопасности, формируя более доверительные отношения с брендом.