«Плохие новости» стали неотъемлемой частью ленты новостей у любого человека. При этом ученые давно выяснили, что негативные сообщения распространяются быстрее и охотнее, чем позитивные: первые, конечно, сильнее влияют на психоэмоциональное состояние людей. Но почему негативный контент захватывает наше внимание и как это отражается на нашем поведении? Вот что говорит наука!
Почему мы хотим читать «плохие новости»? Узнайте психологическое объяснение феномена!


Как работают журналисты, блогеры и СМИ
Исторически человеческий мозг был запрограммирован замечать угрозы и концентрироваться на них в целях выживания. Так, в дикой природе этот рефлекс служил защитой и помогал избегать опасных ситуаций. В цифровом же мире постоянное столкновение с негативными новостями отчасти тоже служит цели защиты от потенциальных угрозах, — но к тому же приводит к состоянию тревожности и стресса.
Между тем авторы в социальных сетях и журналисты активно используют этот природный аспект человечества.
- Согласно исследованиям, проведенным среди более 140 000 сообщений новостных агентств в Твиттере (ныне «Х»), — твиты с негативным контекстом чаще вызывают отклик пользователей, независимо от политических предпочтений СМИ.
- Основная причина «вирусности» той или иной новости — базовые психологические механизмы человека.
- Когда мы видим тревожные новости, наш мозг автоматически переключается на «режим гипервнимательности».
- То есть при угрозе на горизонте люди начинают следить за ней (новостью о потенциальной опасности), чтобы чувствовать себя готовыми и защищенными.

Психология человека и успех новостей
Западные специалисты объясняют: необходимо рассмотреть два аспекта, которые привлекают людей к определенному контенту — сенсорный и эмоциональный.
- Сенсорные аспекты — это детали новостной статьи: её длина, визуальная составляющая и заголовок. Они влияют на конечное внимание человека.
- Эмоциональные аспекты же делятся на две категории — положительные и отрицательные. Мозг человека обрабатывает их быстрее, потому что это позволяет оперативно оценить потенциальную угрозу.
Так, биологические механизмы дают медиакомпаниям возможность играть на тяге людей к негативным новостям и тревожному контенту, удерживать внимание и продлевать время, которое человек проводит на медиаплатформе.

Способы защиты от негативных новостей
Чрезмерное потребление плохих новостей связано с рисками для психического здоровья. Многочисленные исследования доказывали: постоянное влияние негативной информации ведет росту тревожности и стресса. К тому же из-за постоянного потока новостей мы можем ошибочно воспринимать мир как более опасный и хаотичный, чем он есть на самом деле.
Один из первых шагов к снижению негативного влияния новостей — это осознание, что СМИ и соцсети могут использовать вашу склонность к восприятию негативного контента. К тому же стоит контролировать время в соцсетях и избегать чрезмерного чтения новостей.
Практика осознанного подхода к потреблению новостей — это важный инструмент для поддержания психического здоровья. Например, вы можете установить лимит времени, которое вы тратите на новости. Или подпишитесь на информационные ресурсы, которые освещают события нейтрально.