Узнайте секрет золотого сечения Леонардо да Винчи! Вот как его использовать

Имя художника Леонардо да Винчи давно связано с золотым сечением. К тому же связь особенно укрепилась в массовой культуре после выхода в 2003 году бестселлера Дэна Брауна «Код да Винчи». В сюжете книги фигурируют ключи, связанные с золотым сечением и числовым рядом Фибоначчи. В 2006 году, когда книга стала фильмом с Томом Хэнксом в главной роли, осведомленность публики об этих связях только возросла. Но вот что действительно стоит знать!
Узнайте секрет золотого сечения Леонардо да Винчи! Вот как его использовать
wikimedia.org

В свое время художник эпохи возрождения Леонардо Да Винчи создал иллюстрации для книги Луки Пачоли «De Divina Proportione» («О божественной пропорции»), написанной около 1497 года и опубликованной в 1509. Пачоли, современник да Винчи, описывал математические и художественные пропорции, уделяя особое внимание математике золотого сечения и его применению в искусстве и архитектуре. Так, неудивительно, что именно да Винчи обогатил книгу иллюстрациями.

Книга «О божественной пропорции» содержит десятки красивых иллюстраций трёхмерных геометрических тел и шаблонов для каллиграфических букв.

Часть картины «Благовещение» руки да Винчи /
Часть картины «Благовещение» руки да Винчи /
goldennumber.net
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Золотое сечение Леонардо да Винчи

Некоторые геометрические тела в книге Луки Пачоли, — додекаэдры и икосаэдры, — имеют идеальные пропорции золотого сечения. Примечательно, что одна из архитектурных иллюстраций в книге и одна из букв (буква G) также основаны на принципах золотого сечения.

Несмотря на сложность изложения, основной посыл Пачоли заключался в том, чтобы раскрыть секрет гармоничных форм художникам.

Использование золотого сечения в искусстве Возрождения не ограничивалось только работами да Винчи. Многие художники того времени применяли этот принцип в своих картинах, особенно в религиозных работах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Сам Леонардо начал применять золотое сечение в своих работах ещё до сотрудничества с Пачоли. Например, в его картине «Благовещение», написанной около 1472-1473 годов, «божественные пропорции» можно увидеть в композиции двора и элементов архитектуры.
Тайная вечеря Леонардо да Винчи /
Тайная вечеря Леонардо да Винчи /
goldennumber.net

Другие художники, — к примеру, Боттичелли, — тоже использовали золотое сечение в своих версиях «Благовещения» в период с 1485 по 1493 годы. Микеланджело применил этот принцип в «Сотворении Адама» в 1510 году, чтобы создать гармоничные и визуально привлекательные композиции.

Мона Лиза и золотое сечение

Одной из самых известных картин Леонардо да Винчи является «Мона Лиза», или «La Jaconde». Работа над ней началась примерно в 1503 году и продолжалась несколько лет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Считается, что композиция картины также основана на элементах золотого сечения. Однако, в отличие от картин «Тайная вечеря» или «Благовещение», в «Мона Лизе» меньше прямых линий и архитектурных элементов, что затрудняет точное определение применения золотого сечения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Золотые сечения по бокам холста /
Золотые сечения по бокам холста /
goldennumber.net

Искусствоведы находят несколько золотых пропорций в «Мона Лизе», но те часто являются предметом интерпретаций и споров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Например, ширина лица женщины на картины может быть близка к золотой пропорции по отношению к ширине холста.

Её глаз при этом приходится на центр картины. Хотя подобные наблюдения не столь явные, как в других работах да Винчи, можно предположить, что и в этой картине художник руководствовался золотым сечением.

Золотое сечение: гармония в математике и искусстве

  1. Золотое сечение, — также известное как божественная пропорция, — это математическая константа, равная приблизительно 1,618.
  2. Её уникальность заключается в том, что пропорции, основанные на этом числе, часто встречаются в природе, архитектуре и искусстве.
  3. В эпоху Возрождения художники использовали эти пропорции для создания визуально сбалансированных и гармоничных композиций.

Математически золотое сечение определяется как деление отрезка на две части таким образом, что отношение всей длины к большей части равно отношению большей части к меньшей.

В психологии золотое сечение часто связывают с визуальной гармоние. Исследования показывали: объекты, пропорции которых соответствуют этому соотношению, воспринимаются как более эстетически привлекательные и сбалансированные. Некоторые ученые полагают, что феномен может быть обусловлен тем, что мозг человека интуитивно предпочитает симметрию и пропорциональность.