Узнайте секрет золотого сечения Леонардо да Винчи! Вот как его использовать
В свое время художник эпохи возрождения Леонардо Да Винчи создал иллюстрации для книги Луки Пачоли «De Divina Proportione» («О божественной пропорции»), написанной около 1497 года и опубликованной в 1509. Пачоли, современник да Винчи, описывал математические и художественные пропорции, уделяя особое внимание математике золотого сечения и его применению в искусстве и архитектуре. Так, неудивительно, что именно да Винчи обогатил книгу иллюстрациями.
Золотое сечение Леонардо да Винчи
Некоторые геометрические тела в книге Луки Пачоли, — додекаэдры и икосаэдры, — имеют идеальные пропорции золотого сечения. Примечательно, что одна из архитектурных иллюстраций в книге и одна из букв (буква G) также основаны на принципах золотого сечения.
Использование золотого сечения в искусстве Возрождения не ограничивалось только работами да Винчи. Многие художники того времени применяли этот принцип в своих картинах, особенно в религиозных работах.
- Сам Леонардо начал применять золотое сечение в своих работах ещё до сотрудничества с Пачоли. Например, в его картине «Благовещение», написанной около 1472-1473 годов, «божественные пропорции» можно увидеть в композиции двора и элементов архитектуры.
Мона Лиза и золотое сечение
Одной из самых известных картин Леонардо да Винчи является «Мона Лиза», или «La Jaconde». Работа над ней началась примерно в 1503 году и продолжалась несколько лет.
Считается, что композиция картины также основана на элементах золотого сечения. Однако, в отличие от картин «Тайная вечеря» или «Благовещение», в «Мона Лизе» меньше прямых линий и архитектурных элементов, что затрудняет точное определение применения золотого сечения.
Искусствоведы находят несколько золотых пропорций в «Мона Лизе», но те часто являются предметом интерпретаций и споров.
- Например, ширина лица женщины на картины может быть близка к золотой пропорции по отношению к ширине холста.
Её глаз при этом приходится на центр картины. Хотя подобные наблюдения не столь явные, как в других работах да Винчи, можно предположить, что и в этой картине художник руководствовался золотым сечением.
Золотое сечение: гармония в математике и искусстве
- Золотое сечение, — также известное как божественная пропорция, — это математическая константа, равная приблизительно 1,618.
- Её уникальность заключается в том, что пропорции, основанные на этом числе, часто встречаются в природе, архитектуре и искусстве.
- В эпоху Возрождения художники использовали эти пропорции для создания визуально сбалансированных и гармоничных композиций.
Математически золотое сечение определяется как деление отрезка на две части таким образом, что отношение всей длины к большей части равно отношению большей части к меньшей.
В психологии золотое сечение часто связывают с визуальной гармоние. Исследования показывали: объекты, пропорции которых соответствуют этому соотношению, воспринимаются как более эстетически привлекательные и сбалансированные. Некоторые ученые полагают, что феномен может быть обусловлен тем, что мозг человека интуитивно предпочитает симметрию и пропорциональность.