Осознанный выбор или уловка маркетологов: какие товары мы покупаем в магазине

Поход в магазин – привычное мероприятие: пришел, увидел, купил. Однако тут не все так просто: наш мозг проводит целый ряд операций, прежде чем разрешить нам сделать ту или иную покупку. А маркетологи научились на этом играть, подталкивая к определенному выбору. Что же движет человеком в супермаркете?
Осознанный выбор или уловка маркетологов: какие товары мы покупаем в магазине
Unsplash
Ученые изучили реакцию мозга покупателя на товары и их цену.

Эксперимент заключался в том, что добровольцы сначала видели товар, затем узнавали его цену и принимали решение о покупке. В это время аппаратура фиксировала активность нейронов различных отделов головного мозга.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Так, при виде товаров активизировался так называемый «центр удовольствия»: это вызывало приятные эмоции, основанные на предыдущем опыте использования продукта или его рекламе. Благодаря этим ассоциациям у товара появляется ценность. То есть человек готов заплатить какую-то сумму, чтобы вновь испытать определенный позитивный опыт.

выбор костюма в магазине
Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда на экране появлялась цена продукта, то активной становилась центральная доля мозга, которая в ответе за чувство боли. То есть понимание того, что придется расстаться с деньгами, порождало негативные ощущения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Далее мозг начинал сравнивать позитивные эмоции, вызванные товаром, и неприятные ощущения от цены. В зависимости от того, что из этого было сильнее, человек решал, купит он этот товар или пройдет мимо.

Какие уловки используют маркетологи

Задача маркетологов – продать товар, а значит, усилить позитивные эмоции, чтобы они в итоге «перевесили» негатив от цены. Так в ход идут различные акции и скидки. Уровень «боли» при этом уменьшается, поскольку цена снижена, а ограниченное количество времени, в течение которого действует акция, побуждает сделать покупку здесь и сейчас, потому что потом либо время выйдет, либо товар разберут.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
витрина со скидками
Unsplash

Немало внимания уделяется упаковке товара – ее удобству и дизайну. К примеру, шампунь могут выпустить в нестандартном флаконе, а на этикетке разместить рекламные слоганы про силу и шелковистость волос. А если добавить рекламу с участием известного человека, то шансы на продажу возрастут еще больше, поскольку мозг анализирует еще и социальный контекст, оценивая, кто именно пользуется тем или иным товаром, и повышает либо понижает для себя его ценность.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
девушка в супермаркете
Unsplash

Маркетологи также любят играть на соотношении цены и качества: подсознательно мы считаем, что более дорогой продукт будет более качественным. И это было подтверждено экспериментально: участникам дали попробовать два бокала одного и того же вина, только сказали им, что одно из них дороже. И то, что дороже, оказалось вкуснее. Так что при выборе товара или услуги не стоит ориентироваться только на цену, поскольку дорого еще не значит качественно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чтобы не попасться на различные уловки, формируйте здоровое представление о товаре, изучайте состав, читайте отзывы и избегайте импульсивных покупок.