Почему нам нравятся истории о привидениях

Почему людей привлекают страшные истории, если они заставляют просыпаться по ночам и нервничать? А ведь мы рассказываем «страшилки» уже сотни лет подряд.
Почему нам нравятся истории о привидениях
Unsplash
А вы любите такие байки?

Собираться у костра, чтобы поделиться леденящими душу историями о привидениях, — это классический походный ритуал. Эти истории могут вызывать ночные кошмары, но некоторые люди не могут ими насытиться. Что такого есть в страшных историях, которые завораживают человечество на протяжении тысячелетий?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему мы любим истории о привидениях

Существует несколько возможных причин, по которым люди рассказывают истории о призраках. Одно из объяснений заключается в том, что наш страх перед неизвестным делает эти истории привлекательными. Мы мало что понимаем о смерти и загробной жизни, что делает истории о сверхъестественном пугающими и в то же время интригующими. А когда их превращают в зловещих противников, призраки становятся более угрожающими и, следовательно, более завораживающими.

Кстати, скорее всего, самая первая из сохранившихся историй и призраках — древнеегипетская сказка «Беседы первосвященника Амона Хонсуемхеба с призраком» (XIII—XII века до н. э.). В ней главный герой — жрец по имени Хонсуемхеб — встречает беспокойного призрака и пытается ему помочь.

Различные версии духов встречаются в культурах по всему миру, но идея о существе, которое преследует кого-то или где-то, является сугубо западной концепцией. По словам антрополога Кэри Херш, эти страшные изображения призраков могут отражать дискомфорт и травму общества, связанные с разговорами о смерти. «У нас, как правило, существует множество ритуалов, связанных со смертью, и некоторые из них направлены на то, чтобы создать ощущение контроля над этим в конечном счете непостижимым переходом», — говорит Херш.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
люди в простынях
Unsplash

Как объяснил экзистенциальный психолог Клей Ратледж, вера в сверхъестественное также может успокоить наши опасения по поводу смертности. Хотя превращение в блуждающий дух может показаться непривлекательным, некоторые могут рассматривать истории о привидениях как объяснение того, что может произойти после смерти; они отвечают на экзистенциальные вопросы и открывают новые возможности в отношении феномена, который не так широко изучен.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Наука, стоящая за нашим увлечением ужасами

Многие из нас хотят получить стимул от фильмов ужасов, читаем ли мы романы Стивена Кинга или смотрим фильмы Уэса Крейвена. Как написали Хайян Ян и Куанцзе Чжан, видение или предвкушение чего-то страшного может стимулировать людей как негативно (страхом или тревогой), так и позитивно (возбуждением или радостью). Ужас вызывает оба ощущения одновременно, причем самый пугающий момент приносит наибольшее удовольствие. Страх также может вызывать выброс адреналина — люди испытывают прилив энергии и ощущений в состоянии «бей или беги», что может заставить их желать большего.

человек в простыне
Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Концепция «защитных рамок» также может быть применена к способности людей получать удовольствие от ужасов. Защитные рамки можно разделить на три категории: рамки безопасности, отстраненность и чувство контроля.

Рамка безопасности — это понимание того, что персонаж из истории или фильма не может причинить нам вреда, в то время как отстраненность относится к умению мысленно отключаться от момента ужаса, потому что человек знает, что это нереально. Последняя категория относится к контролю над пугающими вещами, с которыми вы сталкиваетесь, — легче наслаждаться чем-то пугающим, если вы справляетесь с ситуацией и уверены, что сможете ее преодолеть.

Эта психологическая концепция не позволяет людям позволить страху овладеть собой и напоминает им о том, что это временно. В результате они могут спокойно относиться к ужасающим вещам или, возможно, даже получать от них удовольствие.