Обитающий в пустыне монстр Гила (Heloderma suspectum) — крупнейшая и единственная местная ядовитая ящерица в США. Гила можно легко узнать по яркой пятнистой оранжево-черной «броне»: это красочное предупреждение для потенциальных хищников. У людей ядовитый укус ящерицы вызовет сильную боль, жжение и дискомфорт, которые могут длиться часами. Однако, заинтригованные способностью вызывать такую боль, ученые однажды начали изучать слюну монстра Гила.
Яд этого «монстра» используют для спасения людей! Ученые рассказали, как это возможно


Токсины монстра Гила и лечение болезней
- «Яды животных эволюционировали, чтобы "вредить", поэтому использовать коктейль токсинов во благо —сложно. Мы берем каждый токсин и тестируем в поисках того, который окажется полезным», — объясняет доктор Рональд Дженнер, западный эксперт по эволюции ядов.
- «Когда исследователь находит в яде соединение, которое может изменить способ метаболизма сахара в клетках, — это воодушевляет».
- Дженнер продолжает: «То есть ученым нужно избавиться от сложной структуры яда и сосредоточиться на конкретном веществе, которое приносит пользу».
Анализа слюны монстра Гила показало: содержащийся в слюне ящерицы гормон эксендин-4, можно использовать для лечения диабета 2 типа. При этом эксендин-4 во многом похож на человеческий гормон GLP-1: он увеличивает выработку инсулина в поджелудочной железе.
Диабет 2 типа
По данным Всемирной организации здравоохранения, в 2014 году во всем мире с диабетом жили 422 миллиона взрослых. По данным Public Health England, по состоянию на 2015 год только в Англии 3,8 миллиона человек подвержены этой болезни.

Синтетические гормоны для лечения диабета
Открытие гормона эксендина-4 в слюне монстра Гила привело к разработке нового препарата — эксенатида. Он может помочь людям с диабетом 2 типа и представляет собой синтетическую версию гормона из яда ящерицы, разработанную учеными для имитации действия GLP-1. Так, эксенатид повышает способность организма вырабатывать собственный инсулин.
Интересно, что время между открытием и одобрением препарата для использования человеком нередко может составлять более 20 лет.
- «Ученые порой тратят много денег, времени и усилий на изучение ядов и токсинов в поисках чего-то ценного», — заключают западные эксперты.
- «Если что-то и есть, то потом нужно много лет и много денег, чтобы получить по-настоящему работающее и безопасное лекарство для людей».