Как анализировать кино? Сохраните эту простую инструкцию!
Каждый кадр в вашей любимой кинокартине, скорее всего, пропитан символизмом. К тому же композиция кадра, использование света, теней и цветовой палитры — это инструменты в руках режиссёра. Правда, возможно, начать анализ фильма стоит с мизансцены, которая описывает все основные составляющие кадра.
Как анализировать кино
- Смотрите осознанно
Самое главное — сохранять внимание. Можете ставить киноленты на паузу и делать заметки о вещах, которые вас интересуют: кадры, музыкальное сопровождение и саунддизайн, повторяющиеся композиции и мотивы.
- Выберите объект анализа
После первого просмотра выберите конкретный элемент (или несколько), который заинтересовал вас больше всего, и начните раскладывать его на части (например, фабулу фильма).
- Выпишите и изучите детали
Пересмотрите фильм, сосредоточив свое внимание на выбранном элементе и его деталях. Соберите конкретные примеры: определённые кадры, линии диалога или музыкальные мотивы.
- Сформулируйте тезис
Что вы заметили после второго (или третьего) просмотра? Сформулируйте, какие решения режиссёра вы можете объединить вместе, чтобы заявить свой тезис (чтобы на основе вашего анализа рассказать нечто новое о фильме).
Виды анализа фильмов
- Формалистский: при этом методе изучения вы фокусируетесь на технических элементах (кинематография, монтаж, звук и т. д.), — а также на том, как эти инструменты в руках режиссёра транслируют главную идею или сюжет фильма.
- Сюжетный: в этом случае вы концентрируетесь исключительно на фабуле и сюжете, персонажах и лейтмотивах картины.
- Идейный/идеологический: при этом типе анализа вы изучаете, как фильм отражает или бросает вызов социальным, политическим или культурным устоям/нормам/идеям.
- Психоаналитический: в этом случае вы исследуете подтекст, решения персонажей или символику в кинокартине.
- Культурный/исторический: при этом методе изучение фокусируется на историческом, социальном и культурном контексте фильма.
Что нужно знать о кино
Кинематография, — то есть выбор камеры и непосредственно стиль и решения съёмки.
- Ракурсы (высокие, низкие, под наклоном и т. д.).
- Типы кадров (крупный план, средний план, общий план и т. д.).
- Движение камеры (панорамирование, масштабирование, движение за актерами и т. д.).
- Фокус (что размыто в кадре, а что в резкости).
Монтаж, — то есть как склеены сцены и кадры между собой.
- Виды монтажных переходов (затухание, скачкообразный монтаж и т. д.).
- Ритм и темп монтажа.
- Общий подход к монтажу.
Виды повествования, — то есть типы развития сюжета.
- Структура сюжета.
- Персонажи и их развитие.
- Темы.