Приборы для умерших и 10 прощальных стопок: необычные традиции русского застолья
Сегодня к застолью относятся проще, раньше же — старались действовать строго по правилам. Так, например, все гости праздника рассаживались по определенной схеме, а блюда подавились только в правильном порядке.
Встреча гостей и рассадка
У ворот встречали не всех гостей, а только самых почтенных. Других же хозяин ждал на крыльце или сидя в горнице. За столом глава семьи (самый старший ее член или хозяин дома) садился у красного угла под иконами — такое место считалось наиболее почетным. Самому уважаемому гостю праздника предлагали сесть по правую руку от хозяина, а все остальные рассаживались по обе руки по старшинству и «почтенности».
Приглашение на праздник принимать нужно было не сразу
Сегодня, чтобы пригласить друзей на праздник, достаточно отправить им одно сообщение в мессенджере и дождаться ответа. На Руси по «первому зову» в гости ходить было не принято. Вежливо отказаться от предложения и принять его только на 2-3 раз после уговоров хозяина дома считалось нормой приличия и хорошим тоном.
Кстати, распространялось это правило не только на сам факт визита. Уже на празднике нужно было таким же образом — отказываться от пищи и приступать к трапезе только «поломавшись» какое-то время. Приходить в дом, сразу же садиться за стол и приниматься за угощение считалось оскорбительным жестом.
Для каждой трапезы — своя посуда
В обычные дни люди обычно принимали пищу из деревянной или глиняной посуды, а на торжествах — доставали праздничную, медную. Вероятно, именно из-за этой традиции наши бабушки и мамы продолжают бережно хранить сервизы в сервантах для «особого случая».
Если застольке было широким и многолюдным, на стол ставили специальную емкость под названием «братина». В нее наливали брагу и пускали по кругу, предлагая каждому гостю отпить из сосуда.
Особые правила для хлеба
Наверное, столько поверий, сколько было связано с хлебом, не существовало ни для одного другого блюда. Во-первых, хлеб категорически запрещалось выбрасывать, а если кусочек случайно падал со стола, его сразу же поднимали и просили у него прощения. Считалось, что выброшенный хлеб может привлечь в дом огромное количество бед.
Во-вторых, хлеб нельзя было класть на голый стол — так можно было обречь себя на голодную и бедную жизнь. При этом на круглую тарелку кусочек хлеба тоже класть было нельзя. Именно поэтому для подачи хлеба в доме всегда имелось специальное красивое полотенце.
Третье важное правило было связано с разрезанием хлеба на кусочки. Делать это можно было только с помощью специально предназначенного ножа, предварительно перекрестив каравай. Резать хлеб начинали с верхушки или, как это называли, «с головы». В некоторых домах это мог делать только глава семьи, причем исключительно на улице. Бытовало мнение, что так продукт получит силу от солнца и станет максимально полезным для тех, кто будет его есть.
Так как застолье превращалось в целый ритуал, важно было не только начало праздника, но и его конец. Так, считалось, что все яства со стола должны быть обязательно доедены и выпиты, иначе — к остаткам ночью придут бесы.
10 стопок, чтобы удержать гостя
Красивым жестом со стороны хозяина дома было — не дать гостю уехать, подольше удержать его на празднике и всячески предлагать остаться. Считалось, что так глава семьи проявляет свое уважение к человеку, который нашел время приехать на пиршество.
Процедура «удержания» гостя проводилась с помощью рюмок со спиртным. По правилам, их должно было быть ровно 10:
- Первая рюмка, подъемная. Ее наливали гостю, как только тот хотел встать из-за стола.
- Вторая, на ход ноги. Наливалась, когда гость уже отходил от стола.
- Третья рюмка полагалась, если человек не передумал уезжать и все еще держался на ногах.
- Четвертая рюмка, запорожская. Наливалась, когда гость выходил за порог дома.
- Пятая, придворная стопка — ее гость осушал, когда оказывался на дворе.
- Шестая, «на посошок» — по традиции гостю должны были налить спиртное и поставить рюмку на посох, если у человека не дрогнула рука, емкость не упала, а жидкость была выпита — на ночлег его уже не оставляли.
- Седьмая, стременная — ее подавали перед тем, как гость поставит ногу в стремя.
- Восьмую, седельную — когда тот сядет на лошадь.
- Девятую называли приворотной и подавали перед выездом за пределы хозяйского двора.
- Десятую, победную, наливали за здоровья самого гостя, который справился с предыдущими девятью и, несмотря на все попытки хозяев, нашел в себе силы все же отправиться в путь.