Облегченные килограммы: почему упаковка с товаром меньше, а цена та же

Шринкфляция. Выглядит как набор букв, звучит как ругательство, а обозначает то, что мы уже не первый год наблюдаем на полках магазинов. Давно вы видели, например, литр молока или стограммовую плитку шоколада? Это то самое незаметное (почти) уменьшение количества товара с сохранением его привычной цены. Но насколько такие фокусы законны?
Облегченные килограммы: почему упаковка с товаром меньше, а цена та же
Unsplash
Покупатели чаще обращают внимание на то, что «похудели» крупы, молоко и молочные продукты.

На самом деле этот список гораздо длиннее. А даунсайзинг (еще один термин, которым именуется данное явление) бывает нескольких видов:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • когда уменьшается только количество продукта (то есть в стандартную упаковку кладут меньше крупы/макарон);

  • когда уменьшается еще и упаковка, но сохраняются все ее пропорции. (И тогда покупатель замечает, что что-то не то, но не всегда понимает, что именно.)

женщина в магазине
Unsplash

Многие видят в этой стратегии обман со стороны производителей, но по факту это вынужденная мера в условиях меняющейся экономической ситуации и повышения себестоимости производства.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В результате сейчас невозможно найти йогурт, сметану и творог в упаковках классического объема, пиво в пол-литровых банках – большая редкость, макароны давно потеряли 50 г в весе, а сливочное масло тает на глазах: сначала стандартные 200 г превратились в 180 г, а теперь уже встречаются пачки весом 175 г.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
парень у витрины
Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Помимо того, что даунсайзинг неприятен покупателям, он имеет и ряд других минусов, в том числе для производителей и окружающей среды.

  • Уменьшение объема упаковки приводит к нерациональному использованию упаковочных материалов. Приходится выпускать больше бутылок, коробок и т.д., что ведет к лишним тратам.

  • Увеличивается количество отходов, поскольку всю «лишнюю» упаковку нужно перерабатывать, что сказывается на экологической обстановке.

  • Кулинарам неудобно рассчитывать необходимое количество продуктов после отказа от классических объемов.

Законно ли то, что упаковка товара меньше, а цена та же

По большому счету это даунсайсинг – это не мошенническая схема, а очередная уловка маркетологов, завуалированное повышение цены продукта. Успех стратегии строится на невнимательности и привычках потребителя. Ничего незаконного тут нет, но только до тех пор, пока информация на упаковке соответствует действительности.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

То есть если указанная на упаковке масса нетто совпадает с фактической, то вопросов нет. Покупатель может ознакомиться со всей информацией о продукте и его ценой, а затем сделать вывод, выгодна ли ему эта покупка. Но если на упаковке одно, а внутри другое – это уже нарушение законодательства. По информации Роскачества, чаще всего с недовесом можно столкнуться, покупая замороженные креветки, филе трески и минтая, свиной шашлык и зефир.