Автор этого шедевра использовал мышьяк для «золотого сияния»! Узнайте секреты Рембрандта

Новое исследование картины «Ночной дозор» голландского художника Рембрандта выявило наличие минералов сульфида мышьяка. И вот зачем артист использовал это вещество!
Автор этого шедевра использовал мышьяк для «золотого сияния»! Узнайте секреты Рембрандта 
wikimedia.org

Западные эксперты уже столетиями поражаются: некоторые картины Рембрандта настолько прекрасны, будто бы «светятся». И теперь у ученых есть теория, как именно художник добивался такого эффекта. Детальное изучение творчества голландского артиста, — в частности, картины «Ночной дозор», — выявило использование мышьяка в живописи. Хотя Рембрандт был не единственным художником своего времени, использовавшим мышьяк, он использовал его уникальным способом, что придало его работам «особый блеск».

Художник «Золотого века Нидерландов»

Рембрандт ван Рейн, один из величайших художников в истории, оставил неизгладимый след в истории искусства. Его живопись и по сей день восхищает реализмом и глубиной: за свою жизнь Рембрандт создал сотни картин, офортов и рисунков, многие из которых до сих пор изучаются экспертами и обсуждаются любителями живописи.

Особый интерес исследователей вызвал золотистый блеск пиджака лейтенанта на картине «Ночной дозор» /
Особый интерес исследователей вызвал золотистый блеск пиджака лейтенанта на картине «Ночной дозор» /
De Keyser et al. via Heritage Science
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Голландский художник Рембрандт и секреты живописи

Согласно новому исследованию, опубликованному в журнале Heritage Science, западные специалисты изучили картину «Ночной дозор» Рембрандта — одну из его самых известных работ, — в Рейксмузеуме, Амстердам, Нидерланды.

Произведение искусства 1642 года высотой 365 см и длиной более 426 см изображает гвардейцев Амстердама XVII века.

Картина столетиями интересовала как экспертов, так и любителей живописи, но теперь ученых особенно заинтриговал золотой блеск фигуры лейтенанта Виллема ван Рейтенбурга.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  1. Сначала западные специалисты подозревали, что Рембрандт добился блеска с помощью аурипигмента, — «золотого пигмента» яркого желтого тона, который часто использовался для имитации золотого цвета и сияния.
  2. Используя высокотехнологичные и неинвазивные методы, — рентгеновское сканирование, — ученые определили «пигменты сульфида мышьяка» в «двойных рукавах и вышитом желтом пальто», которое носит лейтенант ван Рейтенбург на картине «Ночной дозор».
  3. В частности, обнаружены следы парареальгара и полуаморфного парареалгара — минералов сульфида мышьяка. Исследователи полагают, что Рембрандт смешал эти вещества с другими пигментами, чтобы добиться «неповторимого сияния золотой одежды».
«Смотря на частицы в срезах краски, мы предполагаем, что Рембрандт намеренно использовал парареальгар и полуаморфный парареалгар вместе со свинцово-оловянным желтым и киноварью. Все это для создания особенной краски»
ученые из Рейксмузеума
Автопортрет Рембрандта, известного голландского художника /
Автопортрет Рембрандта, известного голландского художника /
wikimedia.org
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как использовали мышьяк

  • Рембрандт Харменс ван Рейн родился в 1606 году в Лейдене, Нидерланды, и был младшим ребенком в своей большой семье. Он склонялся к живописи и искусству и учился у одних из самых известных художников своего времени.

Со временем Рембрандт разработал свою собственную технику.

По данным западных экспертов, были и другие голландские художники, которые использовали мышьяк в своих натюрмортах, — и все же их техника отличалась от рембрандтовской.

Многие художники использовали пигмент, — обнаруженный в картине «Ночной дозор» в 2024 году, — для сцен с фруктами и цветами. Рембрандт, с другой стороны, решил применить мышьяк в портретах.

Интересно, что само использование указанных пигментов также рассказывает историю того, как мышьяк использовался в XVII веке. Согласно исследованию 2024 года, художники во время Золотого века Голландии использовали мышьяк намного чаще, чем предполагалось ранее.

  • «Всесторонний анализ исторических источников дал нам представление о типах искусственных сульфидов мышьяка, которые существовали три столетия назад. Вероятно, в Амстердаме в XVII веке мог быть доступен более широкий спектр мышьяковых пигментов, чем считалось ранее», — заключили западные эксперты из Голландии.