Автор этого шедевра использовал мышьяк для «золотого сияния»! Узнайте секреты Рембрандта
Западные эксперты уже столетиями поражаются: некоторые картины Рембрандта настолько прекрасны, будто бы «светятся». И теперь у ученых есть теория, как именно художник добивался такого эффекта. Детальное изучение творчества голландского артиста, — в частности, картины «Ночной дозор», — выявило использование мышьяка в живописи. Хотя Рембрандт был не единственным художником своего времени, использовавшим мышьяк, он использовал его уникальным способом, что придало его работам «особый блеск».
Голландский художник Рембрандт и секреты живописи
Согласно новому исследованию, опубликованному в журнале Heritage Science, западные специалисты изучили картину «Ночной дозор» Рембрандта — одну из его самых известных работ, — в Рейксмузеуме, Амстердам, Нидерланды.
Картина столетиями интересовала как экспертов, так и любителей живописи, но теперь ученых особенно заинтриговал золотой блеск фигуры лейтенанта Виллема ван Рейтенбурга.
- Сначала западные специалисты подозревали, что Рембрандт добился блеска с помощью аурипигмента, — «золотого пигмента» яркого желтого тона, который часто использовался для имитации золотого цвета и сияния.
- Используя высокотехнологичные и неинвазивные методы, — рентгеновское сканирование, — ученые определили «пигменты сульфида мышьяка» в «двойных рукавах и вышитом желтом пальто», которое носит лейтенант ван Рейтенбург на картине «Ночной дозор».
- В частности, обнаружены следы парареальгара и полуаморфного парареалгара — минералов сульфида мышьяка. Исследователи полагают, что Рембрандт смешал эти вещества с другими пигментами, чтобы добиться «неповторимого сияния золотой одежды».
Как использовали мышьяк
- Рембрандт Харменс ван Рейн родился в 1606 году в Лейдене, Нидерланды, и был младшим ребенком в своей большой семье. Он склонялся к живописи и искусству и учился у одних из самых известных художников своего времени.
Со временем Рембрандт разработал свою собственную технику.
По данным западных экспертов, были и другие голландские художники, которые использовали мышьяк в своих натюрмортах, — и все же их техника отличалась от рембрандтовской.
Интересно, что само использование указанных пигментов также рассказывает историю того, как мышьяк использовался в XVII веке. Согласно исследованию 2024 года, художники во время Золотого века Голландии использовали мышьяк намного чаще, чем предполагалось ранее.
- «Всесторонний анализ исторических источников дал нам представление о типах искусственных сульфидов мышьяка, которые существовали три столетия назад. Вероятно, в Амстердаме в XVII веке мог быть доступен более широкий спектр мышьяковых пигментов, чем считалось ранее», — заключили западные эксперты из Голландии.