Ученые выяснили, почему у статуй в Египте сломаны носы! Прочитайте и похвастайтесь знаниями
Куратор галерей египетского искусства Бруклинского музея, США, Эдвард Блейберг в течение рабочего дня отвечает на множество вопросов от любопытных посетителей. Самый распространенный из них: «Почему у многих статуй сломаны носы?» Блейберг часто отвечал людям, якобы тысячелетний износ естественным образом затрагивает небольшие, выступающие части статуй. Однако, часто слыша один и тот же вопрос, Блейберг начал глубже погружаться в изучение истории визуального недостатка статуй. Так, эксперт выяснил: древнеегипетские произведения искусства были намеренно испорчены, поскольку они служили политическими и религиозными тотемами, — а их повреждение могло повлиять на символическую власть и господство богов над людьми.
Почему у статуй нет носа
- «Постоянство паттерна, когда мы видим одни и те же повреждения в скульптурах, позволяет предположить: это было целенаправленно», — объясняет Эдвард Блейберг.
Эксперт добавляет, что подобные искажения, вероятно, были мотивированы личными, политическими и религиозными причинами.
- Древние египтяне верили, что сущность божества может обитать в его изображении, влияя на жизни смертных.
- Таким образом, преднамеренное уничтожение того или иного изображения можно рассматривать как попытку «деактивировать силу произведения искусства».
- Блейберг также сообщил, как гробницы и храмы когда-то были основными резервуарами для скульптур, служивших для ритуальных целей. Например, поместив статую в гробницу, люди как бы «кормили» умерших в загробном мире.
- «Все это связано с экономией подношений высшим силам», — продолжает Эдвард Блейберг.
Отмечается, что «египетская государственная религия» рассматривалась как «система, при которой цари на Земле якобы благословлены божествами». Таким образом, — поскольку статуи и рельефы были «местом встречи сверхъестественного и реального мира», — те, кто был скорее против привычных религиозных устоев, преуспели бы, испортив некоторые объекты искусства.
Искусство Древнего Египта
Интересно: произведения искусства, изображающие приносящих подношения богам людей, часто встречаются с отрезанной левой рукой. По совпадению, именно левая рука обычно использовалась для совершения религиозных обрядов. В свою очередь, правая рука статуй, изображающих принимающего подношения божество, также часто оказывается поврежденной.
- «В период фараонов существовало четкое понимание того, что должна была делать скульптура», — говорит Эдвард Блейберг, добавляя, что свидетельства намеренно поврежденных мумий говорят об «очень базовом культурном убеждении: якобы повреждение образа человека прямо наносит ущерб изображенному в реальности».
Так, воины в древнем Египте часто делали восковые изображения своих врагов и уничтожали их перед битвой. Фараоны нередко постановляли, что любой, кто угрожает их подобию (то есть произведениям искусства, изображающих правителя), — будет жестоко наказан.
Древние египтяне пытались свести к минимуму даже возможность искажения — статуи обычно располагались в гробницах или храмах с охраной с трех сторон.
Однако Эдвард Блейберг считает, что преступные действия в древнем Египте не были делом рук мелких хулиганов. Точная обработка долотом, обнаруженная на многих артефактах, позволяет предположить, что «искажения» были выполнены квалифицированными рабочими.
- «Они не были вандалами», — заключает Блейберг. «Они не вычеркивали безрассудно и беспорядочно произведения искусства».