Африканские корни, кудри и роман о декабристах: откуда появился миф, что Пушкин и Дюма — это один человек
Символ русской литературы, Александр Сергеевич Пушкин, ушел из жизни 187 лет назад, однако факт его кончины до сих пор вызывает множество вопросов у тех, кто привык не доверять общепринятой информации. Одним из самых популярных мифов стала теория о том, что писатель инсценировал свою смерть, уехал во Францию и стал выпускать произведения как Александр Дюма. Аргументы, подтверждающие такую версию, звучат весьма убедительно, однако все они разбиваются об исторические факты из биографий обоих писателей.
Откуда взялась теория, что Пушкин и Дюма — это один человек
Кто именно первым предположил, что Пушкин и Дюма могут быть одним человеком, — неизвестно, однако причины, по которым родилась теория, вполне объективные. В первую очередь нужно вспомнить о том, что похороны Пушкина состоялись в максимально закрытом и тайном формате. Проститься с любимым поэтом хотели тысячи петербуржцев, а получилось сделать это только у самого близкого круга родственников и друзей Пушкина. В день похорон писателя власти объявили публике, что прощание с усопшим пройдет в Исаакиевском соборе, а сами тайно вывезли гроб с телом поэта в Псковскую губернию и похоронили Александра Сергеевича недалеко от его фамильного имения.
Такой поступок объяснить несложно. Тысячи соотечественников, потерявших главную «звезду» своей эпохи, стали винить в смерти кумира властей и царский режим. Опасаясь общественных волнений, Николай I приказал сделать похороны непубличными. Конечно, такие обстоятельства сразу же вызывали у толпы негодование и уйму вопросов.
Кроме того, выводы об инсценировке смерти конспирологи сделали, изучив последние годы жизни поэта. Известно, что перед смертью Пушкин находился не в самом лучшем состоянии — огромные долги, натянутые отношения с женой, невозможность выехать за границу. Все это могло подтолкнуть писателя на весьма необычный план — начать жизнь с чистого листа. Одна из самых фантастических версий и вовсе гласит, якобы отправить во Францию Пушкина мог сам император под видом шпиона, взамен обещая закрыть все долги «солнца русской поэзии».
Какие сходства между Пушкиным и Дюма отмечают конспирологи
Первыми аргументами «за» эту теорию конспирологи обычно называют поразительные сходства внешности и биографии обоих творцов. Так, мужчины были ровесниками, разница в возрасте была незначительной — всего три года. Кроме того, у обоих были африканские корни: прадедушка Абрам Ганнибал у Пушкина и бабушка с острова Гаити у Дюма. У обоих литераторов были довольно крупные нос и губы, смуглая кожа и кудрявые темные волосы. Некоторую схожесть можно заметить и в других чертах лица, однако стоит сделать скидку на правдивость, ведь портреты — это не фотографии.
Написать произведения на французском для Пушкина, который знал этот язык в идеале, действительно, не составило бы особого труда. По счастливому (для конспирологов) совпадению самые успешные работы Дюма, например, «Три мушкетера» и «Граф Монте-Кристо», вышли именно после смерти Александра Сергеевича.
В целом, у Дюма действительно наблюдался особый интерес к русской литературе. Писатель часто переводил произведения отечественных авторов с помощью писателя Дмитрия Григоровича. При этом, как отмечают историки, сам Дюма русский язык знал крайне поверхностно.
Почему Дюма — это не Пушкин: разоблачение конспирологической теории
Конечно, все описанное выше — скорее удивительные сходства, чем правда. Аргументов «против» этой конспирологической теории гораздо больше, да и звучат они более весомо.
Так, до смерти Пушкина Дюма хоть и не был так знаменит, как после, но все же вел вполне публичную жизнь, имел большой круг друзей и любовниц, которые наверняка заметили бы «подмену». Несмотря на поразительные сходства во внешности, писатели имели совершенно разные физические данные. Если Пушкин был довольно худощавым и низким мужчиной, Дюма обладал высоким ростом и крупным телосложением.
«Рушат» теорию и различные исторические факты. Так, например, в 1824 году у Дюма появился внебрачный ребенок, из-за которого в 1831 году писатель участвовал в судебных разбирательствах. Кроме того, в 1830 году французский литератор успел принять участие в Июльской революции. Пушкин же в это время находился в Москве, играл свадьбу с Натальей Гончаровой, а после — проводил с возлюбленной медовый месяц.
Ну и, конечно, несмотря на закрытые и тайные похороны русского поэта, перед смертью за Александром Сергеевичем Пушкиным ухаживало множество врачей, а в гости к писателю заглядывали различные друзья и знакомые. Заставить участвовать в тайном сговоре такое количество несвязанных между собой людей было бы практически невозможно.
Так что, несмотря на вполне логичные аргументы «за», теорию о том, что Пушкин и Дюма — это один человек, достоверной назвать очень сложно. Множество биографических противоречий практически полностью отметают вероятность того, что «перевоплощение» Пушкина могло бы быть правдой. Однако вряд ли это остановит конспирологов, которые, возможно, найдут еще множество сходств между двумя великими литературными деятелями.