Узнайте о секретном рисунке под Мона Лизой! Вот каким мог быть шедевр Леонардо да Винчи

Ученый Паскаль Котте за 15 лет просмотрел 1650 изображений, сделанных с помощью высокотехнологичных камер, — и все ради того, чтобы обнаружить тайный эскиз художника знаменитой картины эпохи Возрождения.
Узнайте о секретном рисунке под Мона Лизой! Вот каким мог быть шедевр Леонардо да Винчи
Pascal Cotte via artnet News

Спустя столетия после создания Мона Лиза Леонардо да Винчи все еще хранит тайны, которые занимают умы как и простых любителей искусства, так и умы ученых. Так, однажды высокотехнологичное исследование картины показало под краской скрытый рисунок. Как сообщали западные журналисты, эскиз под шедевром обнаружил исследователь Паскаль Котт, изучавший Мону Лизу более 15 лет: его попытки разгадать тайны именитой картины начались в 2004 году, когда Лувр позволил Котту сделать ее фотографические сканы. Выводы Котта были опубликованы в Журнале культурного наследия в августе 2020 года. С тех пор он неустанно исследовал более 1650 изображений, полученных при сканировании.

«Лувр пригласил меня, потому что я изобретатель новой высокочувствительной мультиспектральной камеры с очень высоким разрешением»
Паскаль Котт исследователь
Мона Лиза XVI века считается самой посещаемой картиной в мире /
Мона Лиза XVI века считается самой посещаемой картиной в мире /
Francis Guillot/AFP via Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мона Лиза Леонардо да Винчи

  • Высокотехнологичный инструмент, который создал Паскаль Котт, — это камера Lumiere Technology, которая использует метод послойного усиления (LAM) для обнаружения света, отраженного на 13 длинах волн. Новаторский метод сканирования основан на предыдущей технологии инфракрасной фотографии, которая позволяла искусствоведам и исследователям обнаруживать мельчайшие детали, скрытые под живописью.

Так, новая высокотехнологичная камера Котта позволила обнаружить основные угольные линии в более светлых участках картины — с помощью комбинации фотографии в ближнем инфракрасном диапазоне и инфракрасной рефлектографии.

«Мону Лизу» Леонардо да Винчи (1503–1517 гг.) фотографируют в Лувре с помощью камеры Lumiere Technology /
«Мону Лизу» Леонардо да Винчи (1503–1517 гг.) фотографируют в Лувре с помощью камеры Lumiere Technology /
Pascal Cotte
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • «Оптическая система позволяет нам видеть очень мелкие детали, а высокая чувствительность позволяет значительно усиливать слабый сигнал», — поясняет Котт. «Спольверо на лбу и на руке выдает полную прорисовку».
Что такое «спольверо»?

Техника переноса «спольверо» -  это метод, используемый для переноса ранних эскизов картины на холст. Сначала художник делает отверстия по контурам эскиза, затем раскладывает рисунок на холсте и через отверстия присыпает мелким порошком древесного угля, глины или пунца (буквально «набрасывает пунец»), чтобы обозначить контуры.

Детали высокотехнологичного сканирования выявили на рисунке заколку на голове женщины /
Детали высокотехнологичного сканирования выявили на рисунке заколку на голове женщины /
Pascal Cotte via artnet News
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Секрет Мона Лизы

Исследование Паскаля Котте стало первым случаем, когда на знаменитой картине была обнаружена техника спольверо: это доказывает, что да Винчи сделал более ранний набросок, прежде чем создать Мона Лизу. Некоторые западные специалисты отмечают: открытие, возможно, означает, что ранний набросок Моны Лизы мог сохраниться до XXI века и все еще может где-то существовать.

При этом эксперты отмечали, что на первоначальном рисунке был изображен совершенно другой силуэт, нежели чем нам видно в конечной композиции в XXI веке. Предполагается, что если бы можно было найти первый набросок Мона Лизы, то мы заметили бы совершенно иную позу.

  1. В дополнение к измененной позе на раннем эскизе исследование Паскаля Котта также выявило «угольные штрихи заколки» прямо над головой женщины.
  2. Специалисты отмечают, что прическа Джоконды не была в моде во Флоренции в те времена, когда да Винчи создавал картину. Поэтому можно предположить, что картина была не портретом, а, скорее всего, аллегорическим произведением или изображением «нереальной женщины, похожей на богиню».
  3. «Люди должны были быть одеты определенным образом, чтобы обозначить свою профессию и благородство, указывая на все цветами одежды», — объяснил Котт. «Невозможно, чтобы у Моны Лизы были такие волосы, это было невозможно в то время во Флоренции».