Слышали о системе Станиславского? Вот что это такое и как она работает: интересные факты!

Константин Станиславский был одним из первых профессионалов в мире, кто применил принципы психофизики в актёрской игре. Российский режиссер считал, что физические действия актёра должны быть связаны с его внутренним эмоциональным состоянием. Интересно, что подход был основан на идеях французского психолога Теодора Райбера о связи между физическим и психическим состояниями человека.
Слышали о системе Станиславского? Вот что это такое и как она работает: интересные факты!
Unsplash

Константин Станиславский — один из основоположников современной актерской игры, которую можно наблюдать как в театре, так и в кино. Его завет «прожить» роль, а не «исполнять» роль, повлиял на все известные в XXI веке актерские техники. Так, российский режиссер делал подробные записи по мере формирования и развития своей актерской системы: позже заметки превратились в серию книг, которые стали основополагающими учебниками для подготовки актеров как в России, так и в США. И вот что стоит знать о знаменитой системе Станиславского!

Поскольку Станиславский постоянно экспериментировал с новыми идеями, — а также потому, что многие из его учеников из Московского Художественного Театра (МХТ) переняли идеи учителя и начали искать собственные интерпретации учения, -  сложно определить однозначно, какие именно методы являются основной частью той самой системы Станиславского.

Caitlin Watkins
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Создатель главной актерской системы театра и кино

  • Константин Сергеевич Станиславский — российский актёр, продюсер, режиссёр, основатель Московского Художественного театра. Он родился в 1863 году в зажиточной семье Алексеевых: «Станиславский» — его сценический псевдоним с 1885 года, когда ему было 23 года.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Станиславский начал играть в 14 лет в семейной драматической труппе «Алексеевский кружок» (буквально — небольшой семейный театр). По сравнению с другими актерами молодой Станиславский чувствовал, что его тело неуклюже, а голос слаб, поэтому он решил исправить свое тело, голос и стиль игры.

Будущий режиссер был аналитическим, философским молодым человеком и плодовитым писателем. Его также пленяли закономерности человеческой жизни: он документировал свои наблюдения за людьми вокруг, ставил на их основе театральные эксперименты и использовал репетиционный зал как лабораторию для изучения природы актерского мастерства.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Константин Сергеевич Алексеев /
Константин Сергеевич Алексеев /
wikimedia.org

Система Станиславского

  1. Западные эксперты отмечают: до Станиславского актерское мастерство в большинстве стран было преимущественно «презентационным».
  2. Актеры полагались на широкие механические жесты и порой неказистую и притворную театральность. Так, Станиславский понимал, что театр требует стабильных технических навыков: он презирал неестественные голоса и искусственные движения.
  3. Работа российского режиссера сделала одну его фразу, которой он критиковал студентов-актёров, знаменитой на весь мир: «Не верю».
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Актерский метод Станиславского — это серия всевозможных упражнений, призванных помочь начинающим и не только актерам создать правдоподобных персонажей и развить способность естественного существования на сцене театра или в кадре кино.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • При этом конец XIX века стал периодом быстрых перемен в театре: такие драматурги, как Антон Чехов и Максим Горький, писали истории об обычных людях, а не о богах и королях. Эти новые истории требовали нового типа игры, который бы отражал внутреннюю жизнь персонажей, а не их величие.

Теории Станиславского не подходят для какого-либо контрольного списка, потому что российский режиссер никогда не прекращал разрабатывать новые идеи — и экспериментировать со старыми. Он постоянно подталкивал своих актеров к изучению новых техник, а студенты, обучавшиеся у него в 1890-х годах, выполняли совсем иные упражнения, нежели чем ученики из 1920-х годов.

К. С. Станиславский с труппой театра-студии МХТ в Леонтьевском переулке в декорациях Особняка Ленского (ок. 1922 г.)
К. С. Станиславский с труппой театра-студии МХТ в Леонтьевском переулке в декорациях Особняка Ленского (ок. 1922 г.)
wikimedia.org
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как стать хорошим актером по системе Станиславского

Станиславский за свою долгую карьеру разработал множество упражнений для актеров любого ранга. Хотя его идеи об актерском мастерстве продолжали развиваться на протяжении всей жизни, некоторые основные принципы метода Станиславского все же можно назвать с полной уверенностью.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Волшебное слово «если»

Это, пожалуй, самая известная концепция Станиславского. Он не верил, что актеру полезно (или даже возможно) искренне верить в реальность постановочных событий. Вместо этого он учил актеров ставить себя на место персонажей и думать, что бы они (актеры) сделали, если бы оказались в ситуации того или иного персонажа из художественного текста.

Существование «в предлагаемых обстоятельствах»

«Предлагаемые обстоятельства» — это все особенности изучаемого актером текста, любые факты, которые можно почерпнуть из текста: предыстория персонажа, время и место действия или структура постановочного мира. «Предлагаемые обстоятельства» важны, поскольку они определяют, какие действия может выполнить персонаж.

  • Задача и сверхзадача актера
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По сути, «задача» — это ответ на вопрос: «Чего хочет персонаж?». Так, ответ на этот вопрос и значение «задачи» актера в моменте — это четкое игровое действие. Как пишет Станиславский: «Всякая задача должна нести в себе зародыш действия». При этом «сверхзадача» — основная мотивация персонажа на протяжении всего текста. Это костяк характера, то, чего персонаж хочет больше всего на свете. Исходя из этого, Станиславский учил: все цели и действия актера на сцене должны быть связаны с этой сверхзадачей.

  • Эмоциональная память

Станиславский поощрял актеров развивать способность наблюдать эмоциональные реакции в повседневной жизни, — ведь эмоциональные воспоминания, развивающиеся за сценой театра, дают актеру сильные чувства, которые он может извлечь, когда его персонаж испытывает аналогичные эмоции на сцене.

  • Подтекст

Подтекст — это значение слов на странице. Чтобы определить подтекст пьесы, актеры должны обладать богатым воображением, чтобы понимать, почему их персонаж что-то говорит или делает в предлагаемом произведении. Подтекст определяет спектакль: «Зрители приходят в театр, чтобы услышать подтекст», — объяснял Станиславский. «Они могут прочитать текст дома».