Небесный патруль: несколько фактов о работе авиадиспетчеров

Самолетом управляют не только пилоты: большую роль в безопасности полетов играют авиадиспетчеры. Именно они следят за соблюдением дистанции между воздушными судами, ведут переговоры с экипажем, объявляют тревогу в случае нештатной ситуации... Но как быть, если откажет оборудование или два самолета устремятся в одну точку?
Небесный патруль: несколько фактов о работе авиадиспетчеров
calaero.edu
Все небо поделено на секторы.

И каждый авиадиспетчер отвечает за безопасность только в своей зоне ответственности. Как только самолет переходит в другой сектор, его берет под крыло другой специалист. Если вдруг самолет пропадет с экрана радара, диспетчер тут же свяжется с экипажем. В том случае, если ответа не последует, с пилотами будут пытаться связаться на аварийной частоте. Если же и эти попытки не увенчаются успехом, диспетчер объявит тревогу, и поисково-спасательное воздушное судно направится в ту точку, где самолет исчез с радара.

Нажми и смотри

Диспетчер постоянно поддерживают связь не только с экипажем, но и с техниками на случай возникновения какой-либо неисправности оборудования, с синоптиками, чтобы в любой момент передать пилотам информацию о погоде в конкретной точке, предупредить о смещении грозового фронта и предложить схему его обхода при необходимости, аэродромными службами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Перед тем, как разрешить взлет или посадку, диспетчер оценивает состояние взлетно-посадочной полосы, и если вблизи окажутся птицы (а это довольно частое препятствие), взлет или посадка запрещается, а на полосу выдвигается аэродромная служба, чтобы разогнать пернатых.

Какая дистанция должна быть между самолетами

Чтобы самолеты не попали в турбулентный след и не потеряли управление, пилоты должны лететь строго на заданном диспетчером эшелоне. Если вдруг расстояние между судами сокращается и становится опасным, дается указание снизиться либо набрать высоту.

самолет на полосе
Unsplash
В России нормальным расстоянием между самолетами считается 10 км по горизонтали или 300 метров по высоте.

Если вдруг в диспетчерской откажет необходимое оборудование, то тут же включится резервное. Переключение произойдет моментально, на работе это никак не отразится, и контроль за бортами в небе не прервется ни на секунду.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Переговоры с экипажем могут вестись как на русском языке, так и на английском, в зависимости от того, на каком языке экипаж вышел на связь. Некоторым пилотам российских авиакомпаний проще вести диалог на английском, придерживаясь международных стандартов. Все переговоры записываются и хранятся в течение 30 дней, и в случае нештатной ситуации они арестовываются и изучаются следствием.