История удачливой женщины! Как «поддельная» картина оказалась 700-летним шедевром эпохи Возрождения

При уборке дома можно найти настоящие сокровища, — например, пропавший любимый шарф или письмо от близкого человека. Но не каждый день можно найти 700-летнюю картину стоимостью в миллионы долларов.
История удачливой женщины! Как «поддельная» картина оказалась 700-летним шедевром эпохи Возрождения
Philippe Lopez/AFP/Getty Images

Женщина 90 лет из Компьени, Франция, летом 2024 года обнаружила, что картина, висящая над ее плитой, является настоящим шедевром эпохи Возрождения. Картина, которая, по мнению женщины, была «подделкой», предположительно является оригинальным произведением художника эпохи Возрождения Ченни ди Пепо (также известного как Чимабуэ) под названием «Осмеяние Христа»: работа представляет собой часть трехпанельного полиптиха, изображающего разные этапы Страстей Христовых. «Я сразу подумал, что это произведение итальянского примитивизма. Но я не предполагал, что это Чимабуэ», — сказал аукционист, первым осмотревший картину.

Шедевр нашл в июне, когда пожилая француженка решила продать свой дом вместе с некоторыми вещами. Она связалась с Актеоном, небольшим аукционным домом из соседнего города Санлис, чтобы оценить содержимое дома. Именно тогда аукционист Филомена Вольф впервые наткнулась на предполагаемую работу эпохи Возрождения.

Портрет итальянского художника Чимабуэ.
Портрет итальянского художника Чимабуэ.
Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Картина эпохи Возрождения или мусор?

  1. «Редко увидишь что-то такого качества», — заявила аукционист Филомена Вольф.
  2. Сначала неподписанную картину оценили в около 400 000 евро или 440 000 долларов.
  3. Но после того, как произведение было передано Эрику Тюркену, известному оценщику старых мастеров из Парижа, стоимость картины взлетела в 15 раз выше первоначальной оценки.

Тюркен, который продает картину совместно с аукционным домом, оценивает, что картина Чимабуэ может быть продана за сумму от 4 до 6 миллионов евро, что эквивалентно от 4,4 до 6,6 миллиона долларов.

Хотя недавно обнаруженная работа Чимабуэ еще не была исследована другими экспертами, главный специалист полностью уверен в своей оценке: доказательством подлинности картины, по словам Тюркена, является довольно необычное свидетельство — червоточины.

Эксперт объяснил, что на всех трех панелях, образующих полиптих Чимабуэ, должны быть следы личинок, любящих древесину, которые оставили дырки в панелях.

Мадонна с Младенцем на троне между двумя ангелами кисти Чимабуэ: одна из трех панелей полиптиха /
Мадонна с Младенцем на троне между двумя ангелами кисти Чимабуэ: одна из трех панелей полиптиха /
Picturenow/Universal Images Group via Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Искусство эпохи Возрождения

Теоретически, если отверстия в картине совпадают друг с другом и образуют одинаковый рисунок друг против друга, то, вероятно, все три панели являются частью одной и той же детали.

  • «Вы можете следовать по туннелям, проложенным червями», — пояснил Эрик Тюркин. «Это то же самое панно из тополя... У нас есть объективные доказательства того, что это работа художника».

Это не первый случай, когда Тюркен помогает установить подлинность и последующую продажу утраченного художественного сокровища. Он также помог идентифицировать оригинал картины Караваджо, которая, как и панно Чимабуэ, была найдена на чердаке старого дома во Франции.

Картину планировалось продать на аукционе за 171 миллион долларов, прежде чем ее перехватил анонимный миллиардер.

  • Чимабуэ был флорентийским художником XIII века, который широко известен как отец западной живописи и тем, что был наставником другого знаменитого итальянского художника — Джотто ди Бондоне.
  • Две другие панели, составляющие полиптих «Страсти Христовы» Чимабуэ, включают «Бичевание Христа», которое висит в коллекции Фрика в Нью-Йорке, и «Мадонну с младенцем на троне между двумя ангелами», которая является частью коллекции Национальной галереи в Лондоне.