Узнайте про архетипы Юнга! Вот как психолог объяснял личность человека
В юнгианской психологии архетипы представляют собой универсальные закономерности и образы, являющиеся частью коллективного бессознательного. Швейцарский психиатр Карл Юнг считал, что мы наследуем архетипы во многом так же, как и инстинктивные модели поведения. Первоначально он был последователем Зигмунда Фрейда, правда, отношения между двумя мыслителями в конечном итоге разорвались, потому что Юнг критиковал акцент Фрейда на аспекте сексуальности человека в процессе развития.
Теория архетипов Карла Юнга
- Хотя Карл Юнг соглашался с Фрейдом в том, что бессознательное играет важную роль в личности и поведении, он расширил идею Фрейда о личном бессознательном, включив в него и коллективное бессознательное.
Юнг считал, что психика человека состоит из трех компонентов:
- Эго (или сознательный разум);
- Личное бессознательное;
- Коллективное бессознательное;
По мнению Юнга, эго — представляет собой сознательный разум, а личное бессознательное — содержит воспоминания, в том числе те, которые были подавлены.
Юнг писал, что архетипы происходят как раз из коллективного бессознательного. Он предположил, что эти «модели» являются «наследственными и универсальными».
- Архетипы организуют то, как люди переживают определенные явления на протяжении всей жизни.
- «Все сильные идеи в истории восходят к архетипам», — объяснил Юнг в своей книге «Структура и динамика психики».
Психология человека
Юнг выделил четыре основных архетипа: их существование нельзя наблюдать непосредственно, но можно сделать вывод, глядя на религию, сны, искусство и литературу. Четыре основных архетипа Юнга — персона, тень, анима/анимус и самость.
- Персона
Персона — это то, как мы представляем себя миру: само же слово происходит от латинского с буквальным означением «маска». Персона представляет собой все различные социальные маски, которые мы носим в различных группах и ситуациях, и защищает эго от «негативных образов». Персона развивается как социальная маска, скрывающая все примитивные побуждения, импульсы и эмоции, которые не считаются социально приемлемыми.
- Тень
Тень — состоит из сексуальных и иных инстинктов. Она является частью бессознательного и состоит из подавленных идей, слабостей, желаний, инстинктов и недостатков. Тень формируется из попыток соответствовать культурным нормам и ожиданиям: именно этот архетип содержит в себе все то, что неприемлемо не только для общества, но и для личной морали и ценностей человека, это зависть, жадность, предрассудки, ненависть, агрессия и т.д. Юнг предполагал, что тень может появляться, например, во снах, принимая самые разные формы: змея, монстр, демон, дракон или какая-то другая темная, дикая или экзотическая фигура.
- Анима / Анимус
Анима — это женская часть мужской психики, а анимус — мужская часть женской психики. Женское начало характеризуется сочувствием, доверием, интуицией и эмоциональными связями с другими. Мужская анима связана с логическим мышлением, решением проблем и эмоциональной стабильностью. Эти архетипические образы основаны как на том, что находится в коллективном, так и на личном бессознательном. Стоит учесть: Юнг считал, что физиологические изменения, а также социальные влияния способствуют развитию половых ролей и гендерной идентичности. Мыслитель предполагал, что в этом процессе также участвует влияние архетипов анимуса и анимы. Согласно Юнгу, анимус представляет собой мужской аспект, который часто подавляется у женщин, тогда как анима представляет женский аспект, который подавляется у мужчин.
- Самость
Самость — это архетип, который представляет собой единое сознание и бессознательное человека. Так, рождение личности происходит за счет различных аспектов и посредством процесса, известного как индивидуация. Юнг считал, что дисгармония между бессознательным и сознательным разумом может привести к психологическим проблемам: осознание этих конфликтов и их разрешение были важной частью процесса индивидуации.
Архетипы личностей по Юнгу
Карл Юнг писал, что количество существующих архетипов не является статичным или фиксированным. Вместо этого множество различных архетипов могут перекрываться или комбинироваться, создавая новые.
Швейцарский психиатр пояснял: четыре основных архетипа могут смешиваться, формируя 12 архетипических фигур (также известные как архетипические образы). К ним относятся:
- Правитель;
- Творец;
- Невиновнность;
- Мудрец;
- Исследователь;
- Разбойник;
- Волшебник;
- Герой;
- Любовник;
- Шут;
- Обыватель;
- Опекун.