«Офонареть» и «до фонаря» — это как? Шокирующая история жаргонных словечек
Офонареть
До 1730 года Москва с наступлением сумерек погружалась во тьму и становилась безлюдной. Только царские дворцы и дома вельмож освещались слюдяными фонарями со свечкой или промасленным фитилем.
В ноябре 1730 года московский генерал-губернатор граф Григорий Чернышев направил в Петербург свою докладную записку с просьбой выделить средства на уличное освещение. Императрица Анна Иоанновна «дала добро».
По ее указу 520 масляных фонарей развесили на самых больших улицах города. И 25 декабря 1730 года столица осветилась первыми уличными фонарями, которые служили верой и правдой до середины XIX века.
В качестве топлива пожарные, в чьи обязанности входило заправлять фонари, заливали конопляное масло. Казенное масло они заливали не только в фонари, но и обильно сдабривали им утреннюю кашу. Уж больно приятное на вкус это масло оказалось. В результате этой выходки фонари тухли раньше положенного времени. А пожарным на это было, мягко сказать, «до фонаря».
Чтобы покончить с воровством, городские власти велели заправлять фонари спиртом. Такие фонари бодро горели всю долгую зимнюю ночи, не то, что масляные. Однако и со спиртом возникли проблемы.
Не трудно догадаться, что фонарщики попросту не доносили жидкость до фонарей, а распивали ее по дороге на работу. В результате улицы погружались во тьму, а фонарщики оказывались неспособными к работе.
Власти решили бороться с этим с помощью скипидара, которым разбавляли спирт, дабы сделать его непригодным к употреблению.
Но ситуация только ухудшилась. На неосвещенных улицах стали появляться жертвы массовых отравлений.
Прекратить это безобразие смогли только в 60-х годах XIX века, когда польские аптекари Игнатий Лукасевич и Ян Зех изобрели керосиновую лампу. Она горела с яркостью до пятидесяти свечей. Этим изобретением и воспользовались власти Москвы и начали заливать в уличные фонари керосин.
«До фонаря» — это где?
А история его возникновения связана с шахтерами, которые опускались под землю, а для освещения своего пути использовали не налобный фонарь на батарейках, а нечто вроде подсвечника, окруженного специальной защитной решеткой. А носили масляный прибор они на поясе. Освещение от него было так себе, зато фонарь был отличным индикатором наличия кислорода. Если лампа тускнела, значит, работать в этом месте нельзя — кислорода не хватит. Как мы уже сказали, носили такой фонарь на поясе, в непосредственной близости от причинного места. А теперь включаем воображение. Фраза «мне до фонаря» дословно означала «мне до...того самого места».